Днем 12 октября с общего балкона восьмого этажа высотки на Корабельной улице во Фрунзенском районе Ярославля выпала 15-летняя школьница Светлана (имя изменено. — Прим. ред.). Знакомые девушки рассказали, что происходило незадолго до трагедии.
Света обучалась по программе 9-го класса на базе одного из городских колледжей. Так можно сделать, если подросток уходит из школы после 8-го класса.
По словам одноклассников, в день трагедии Света пришла на занятия выпившей. Это заметила преподаватель и сообщила о случившемся матери девушки. Тогда Света испугалась и сбежала с урока.
— Она была выпившая, а преподаватель позвонил маме. Она, испугавшись мамы, что ее опять бить будут, просто убежала. Как мне известно, ее били в семье почти просто так. Из-за этого же она причиняла себе увечья иногда сама. Некоторые говорят, что ей нравился одногруппник, а он встречался с другой девочкой, — рассказала девушка, которая училась вместе со Светланой. — К тому же с 7-го по 9-й класс она говорила, что не хочет жить.
Спустя какое-то время у высотки на Корабельной улице нашли тело Светы. Очевидцы рассказывали, что на место сразу съехались машины полиции, а люди, собравшиеся вокруг, плакали.
Одна из одноклассниц девушки призналась, что на самом деле о погибшей мало что можно рассказать.
— Света была хорошей, ничего не скажешь. У нее был старший брат. Не хотела она никем становиться, и вовсе она не училась. Хобби какими-то не увлекалась. Общалась с ребятами из класса, и у нее была подруга, которой Света нравилась, ей 17 лет, — рассказала собеседница 76.RU.
Сейчас следователи разбираются в случившемся.
— В рамках проведения доследственной проверки в следственном отделе по Фрунзенскому району города Ярославля регионального СК России по факту обнаружения тела 15-летней девушки выясняются все обстоятельства, — рассказали в следственном управлении Следственного комитета по Ярославской области.
Комментарий психолога
Одноклассница погибшей девочки утверждала, что та рассказывала о побоях в семье. Мы спросили у ярославского психолога Эллы Белугиной о том, как рукоприкладство со стороны взрослых может повлиять на детскую психику и к каким последствиям привести.
— Если рассматривать конкретно эту ситуацию, мне хочется вставить слово касательно подхода учителей. Учителя сейчас в большинстве не настроены на воспитательный процесс. Они всё перекладывают на родителей. Учителя часто не педагоги. Если бы учитель была в курсе отношений в семье, то, возможно, она поступила бы иначе, — рассуждает Элла Белугина. — Если бы педагоги знали, что родители жестоко относятся к ребенку, то и решение по ситуации могло быть другим.
Если говорить в целом про семью, то у детей помладше и подростков не сильно выражено представление о времени, о том, что будет потом. Будущее для них еще не очень сформировано. Поэтому им кажется, что если они сейчас что-то сделают, то для них это своеобразная возможность повлиять на родителей — вроде «вы поплачете». К сожалению, они не осознают, что в этот момент их уже не будет. Считается, что с размытым представлением о будущем люди живут примерно до 21 года.
В таких ситуациях подростки хотят показать родителям, как им плохо, тяжело. Что всё складывается плохо, выхода нет. У них потребность в том, чтобы их пожалели или поняли, посочувствовали. Иногда акт расставания с жизнью используется, чтобы родители посочувствовали. Повторюсь, к сожалению, из-за того, что психика детей так устроена, они не понимают, что в будущем их не будет. И сочувствовать будет некому.
По словам специалиста, открыто проявляемая агрессия в семье пагубно сказывается на детях.
— Часто у самих родителей встречается глубокий комплекс самоповреждающего поведения. Это же передается. Если родители жестоко относятся к ребенку, то, скорее всего, к ним так же относились. Нет ощущения ценности жизни, она утратилась в каком-то поколении. Понимания того, что жизнь — самое ценное. Оттого и наказания и издевательства — как моральные, так и физические. Такое редко бывает в семье, когда ребенок находится в абсолютно благополучной обстановке. Когда жизнь не на словах, а на самом деле воспринимается как большая ценность.
Также существует психологическая линия о том, что, когда ребенка хотели абортировать или момент его рождения не был приятен и радостен для родителей, изначально закладывается программа о нормальности расставания с жизнью. Люди видят это решением. Такая бессознательная стратегия. Сейчас мы можем видеть два варианта в этой истории: один — «вам без меня будет лучше», а другой — «мне тяжело, плохо, вы не видите этого, я испробовал все средства, и осталось лишь покуситься на свою жизнь». Подростки рассуждают, что это точно привлечет внимание. Но опять же: подростки не учитывают, что, когда их не будет, этот поступок теряет смысл.