Прошел год после трагедии, которая произошла на Рыбинском водохранилище — 28 августа 2020 сигнал бедствия подали с баржи, груженной металлом. Судно перевернулось, во время происшествия погибли двое членов экипажа — матрос Егор Галанин и электромеханик Сергей Крылов. Судебные тяжбы продолжаются до сих пор. Мы нашли родственников погибших моряков, изучили материалы дела, пообщались с адвокатом капитана затонувшего судна и попытались понять, что привело к трагедии и кто является главным подозреваемым по этому делу.
Как произошла авария
26 августа 2020 года баржа, принадлежащая ОАО «Ярославский речной порт», встала на буксир в Череповце, чтобы принять груз. На барже было семь членов экипажа: капитан Денис Саватеев, механик — сменный капитан Владимир Чепик, матрос Егор Галанин, электромеханик Сергей Крылов, рулевой моторист буксира-толкача Илья Михайлов, рулевой моторист буксира-толкача Олег Захаров и повар Ирина Кулева. Груз — металлические рулоны — должны были везти в Нижний Новгород. Сначала рулоны металла выложили в один ярус вдоль бортов. Их закрепили при помощи деревянных клиньев. Но весь груз не поместился, поэтому было принято решение укладывать его вторым рядом. Груз уложили, но второй ряд не закрепили.
«Груз едет!»
28 августа 2020 года ночью судно вышло из порта и отправилось в Нижний Новгород. Шел дождь, на водохранилище были небольшие волны. В шесть утра 28 августа капитан Саватеев передал вахту своему сменщику — Владимиру Чепику. Через три с половиной часа, когда баржа уже шла по Рыбинскому водохранилищу, Чепик заметил левый крен, а также то, что на палубу затекает вода, но не стекает. Чепик снял вожжевые тросы (они идут по бортам на баржу, набиваются втугую специальными механизмами, талрепами. Удерживают толкач при бортовой качке. — Прим. ред.) и побежал за капитаном Саватеевым. В 10 утра, спустя полчаса, на барже прозвучала тревога. Двоих членов экипажа отправили в трюм. Оказалось, что воды там уже по пояс. По показаниям Чепика, он предложил оставить судно, то есть отцепить баржу от толкача, ведь, судя по тому, как развиваются события, его уже не спасти. Но капитан Саватеев решил сохранить баржу и груз и для этого отбуксировать ее на ближайшую мель. Для этого нужно было поднять якорь. Как раз в это время на Рыбинском водохранилище начался шторм, высота волн вокруг судна доходила до метра.
Капитан приказал одному члену экипажа остаться на барже, а остальным покинуть ее и вернуться на толкач. Но вместе с матросом Галаниным остались на тонущем судне и остальные члены экипажа.
На барже в момент аварии находилось 3068 тонн груза на общую сумму 76 250 131 рубль. Весь груз был застрахован. Две баржи и буксир-толкач принадлежали ОАО «Ярославский речной порт», который отдал баржи и буксир в аренду компании-перевозчику «Карелкамень».
По словам адвоката капитана Саватеева Евгения Храпункова, якорь так и не был поднят. Якобы у матроса Галанина что-то не получалось. Именно поэтому остальные ребята и замешкались вместе с ним на барже.
Вдруг четверо членов экипажа, вернувшихся на палубу, услышали громкий крик капитана: «Груз едет!» Обернувшись, они увидели, что незакрепленный груз стал падать.
— Когда баржа только начала переворачиваться, я успел добежать до правого борта и перепрыгнуть через него. И когда баржа перевернулась, я оказался на днище. Рядом со мной бежал Егор Галанин, но, видимо, он не успел добежать… — рассказал на допросе рулевой буксира-толкача Илья Михайлов.
Троих мужчин накрыло перевернувшейся баржей. Один из них, Олег Захаров, смог выплыть, а двое других нет. Всё это произошло в 11 утра 28 августа 2020 года.
«Пусть виновник испытает то же самое»
Жена погибшего электромеханика Сергея Крылова в тот день ждала от него звонка. О случившемся женщина узнала из новостей.
— В тот день я тоже ждала звонка мужа. Пока ждала, зашла в соцсети и увидела там новость, что баржа перевернулась, что два члена экипажа пропали без вести. Я начала звонить, узнавать, что произошло. Оказалось, что мой муж не числится в списках спасенных. Во «ВКонтакте» я нашла коллегу мужа Илью Михайлова. Я написала, спросила, что случилось… 28 августа в 18:06 Михайлов написал мне, что тело мужа нашли… — рассказала на допросе жена Сергея Крылова Татьяна.
В интервью порталу 76.RU Татьяна, едва сдерживая слезы, рассказала, что Сергей собирался увольняться.
— Он сказал мне перед отъездом: «Тань, не хочу подводить команду. Дождусь конца навигации в ноябре и уйду».
Когда всё произошло, родственники Сергея были в шоке, не понимали, кто за это понесёт ответственность. Татьяна пригласила капитана Саватеева на 40-й день.
— Он приехал и родителям Сергея сказал: «Если нужна помощь — обращайтесь». Но всё было только на словах, нам никто не помог, зная, что у нас огромные долги. Когда мы поехали в «Ярославский речной порт» увольнять Сережу, я попросила директора помочь нам выплатить ипотеку. Мне ответили, что погасят ипотеку, но только если мы заберем все свои исковые заявления. Я на это не пошла, — рассказала Татьяна. — Сережу тогда выдернули с выходных, просили приехать, обещали хорошо заплатить, но в итоге обманули.
Спустя год судебных тяжб женщина считает, что вина за случившееся лежит на капитане Саватееве и механике Чепике.
— То, что капитан не знал, как должен крепиться груз, не освобождает его от ответственности. Он же главный, он отвечает за всё. А если он что-то не знает, значит он просто не должен находиться на этом месте. Он понимал, что баржа перевернется, они готовились к этому. Но спаслись только капитан, механик и повар. А ребят они отправили обратно — снимать якорь! — говорит Татьяна.
По ее словам, к речному порту у нее тоже есть претензии. Татьяна говорит, что Денис Саватеев до сих пор не извинился за случившееся и больше с ней не связывался.
— Ведь эта баржа уже тонула в июне прошлого года. Мы требуем максимального наказания — семь лет лишения свободы. Знаете, может, так плохо говорить, но я вообще хочу, чтобы он испытал то же самое, — расплакавшись, сказала Татьяна.
Второй погибший, матрос Егор Галанин, учился в Рыбинском речном училище. Сначала он проходил ознакомительную практику, а с 24 апреля 2020 года официально трудоустроился матросом. Работал посменно — месяц работал и месяц отдыхал.
— С Егором созванивались 26 или 27 августа. А 28 августа около восьми часов вечера мне позвонил генеральный директор «Ярославского речного порта» и сообщил о смерти сына, — рассказала Наталья, мать погибшего матроса.
Женщина говорит: до сих пор не пережила потерю сына.
— Мне тяжело на эту тему разговаривать и я почти никогда этого не делаю. Обвинять кого-то в этой трагедии я не хочу. Кто виноват, решит суд, — ответила корреспонденту 76.RU Наталья.
Версия № 1: неисправные люки
Сейчас обвинение предъявлено только капитану Денису Саватееву. Ему предъявили нарушение правил безопасности, которые повлекли по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть. Но действительно ли он виноват в этой трагедии?
Вернемся назад в порт Череповца, где грузили металлические рулоны. Напомним, что погрузили их двумя ярусами и второй ярус не закрепили. По показанию свидетелей, то есть работников порта, второй ярус при креплении груза не запрещен. Грузчики и раньше так делали, и никогда не возникало инцидентов. У капитана не было никаких оснований не принимать эту работу, поэтому он ее принял.
На допросе в суде все выжившие члены экипажа говорили о том, что вода на судно поступала через люки. Их на барже меняли в 2019 году. Компания, которая проводила замену люков, считает, что они были полностью исправны и трагедия никак не связана с их разгерметизацией. Хотя во время погружения водолазов было зафиксировано, что через люки выходит воздух, компания «Линкор», отвечающая за качество и ремонт этих люков, утверждает, что из-за этого вода не успела бы поступить в трюм в таком объеме.
Последний раз освидетельствование на баржу выдавали 15 апреля 2020 года. Она была полностью исправна.
На наш вопрос адвокат Саватеева Евгений Храпунков пояснил, что причина нарушения герметичности люков всё же не установлена.
Версия № 2: неправильно закрепили груз
По показаниям Владимира Чепика и Дениса Саватеева, изначально схема погрузки была одна, но из-за того, что металл не помещался на баржу, им пришлось пересоставлять план. Чепик и Саватеев лишь немного корректировали погрузку.
— Инструкции по тому, как должен крепиться груз, находятся именно у грузчиков. Членов экипажа этому не обучают. Работники порта в Череповце пояснили, что неоднократно грузили груз вторым ярусом и ничего не случалось. К тому же, законы физики никто не отменял: чем груз тяжелее, тем он устойчивее. А вес металлических рулонов был очень большой. Кроме того, когда перевозят тот же щебень, его вообще никак не закрепляют. Соответственно при сильном крене он, естественно, посыплется. Да, у капитана было право отказаться от транспортировки груза, на этом сейчас и настаивает сторона обвинения. У капитана не был оснований сомневаться в правильности работы грузчиков и отказываться от перевозки груза, — рассказал адвокат капитана Саватеева Евгений Храпунков.
Металлический груз стоимостью более 76 миллионов рублей до сих пор эпизодично поднимают со дня Рыбинского водохранилища. В недавнем времени на водохранилище были высокие волны, и работы по подъему металла временно прекратили.
По сообщению всех членов экипажа, а также работников череповецкого порта, перед тем как баржа отправилась с путь, ее осматривали. Трюм был сухой.
Всю вину на капитана
После проведенной экспертизы и расследования причинами происшествия назвали:
невыполнение капитаном Саватеевым требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
невыполнение вахтенным начальником, механиком — сменным капитаном Чепиком требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
неправильная оценка ситуации капитаном Саватеевым.
По мнению эксперта, Саватеев не принял мер по обеспечению безопасности плавания судна, не предотвратил порчу судна, груза, не принял все возможные меры для спасения членов экипажа и слишком поздно, уже в момент переворачивания баржи, отдал приказ покинуть судно. Помимо этого, Саватеева обвиняют в том, что он слишком поздно стал принимать меры по спасению баржи, хотя времени для этого было достаточно. Когда он отправлял членов экипажа поднять якорь, он должен был понимать, что незакрепленный груз представляет для них опасность. В распоряжении эксперта было фото, сделанное незадолго до переворачивания баржи. По мнению эксперта, при таком критическом крене судна посылать людей на баржу было нельзя.
По мнению эксперта, работники ПАО «Северсталь», которые и грузили металлические рулоны на баржу, также являются виновными в этом происшествии. Рабочие использовали технологию, которая подходит для погрузки груза в трюм, а не на палубу. Крепить металл в два яруса было опасно и недопустимо, это привело к «аварии с тяжелыми последствиями». Но опять же ответственность за то, что баржа вышла в воды с неправильно закрепленным грузом, перекладывают на капитана. Он должен был понять, что металл закреплен неверно, и отказаться от его транспортировки.
Экспертизу делал Михаил Бриллиантов — старший преподаватель кафедры «управление судном» факультета судовождения Московской государственной академии водного транспорта — филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова».
Причины аварии
Из показаний начальника рыбинского линейного отдела центрального УНРН Ростехнадзора Дениса Левичева, выяснявшего обстоятельства и причины происшествия:
«Причинами аварии послужило невыполнением капитаном Саватеевым инструкций, невыполнение сменным капитаном Чепиком инструкций, неправильная оценка ситуации капитаном Саватеевым. Наиболее существенные нарушения, по мнению Левичева, допустил Саватеев, так как он принял судно, загруженное с нарушениями. Он не должен был отходить от причала, должен был дать команду людям уходить с тонущего судна, а не ставить его на якорь».
Из заключения, сделанного на основе показаний работников Ярославского речного порта:
«Причинами аварии стала неудовлетворительная организация работ по погрузке рулонов металлопроката. Размещение груза было с нарушениями, а именно: без разработанной инструкции по погрузке, груз был размещен и закреплен неправильно, в два яруса, без креплений, правила перевозки груза были нарушены. Кроме того, капитан не наблюдал за креном и за тем, что в трюм попадала вода. Механик — сменный капитан не вел постоянное наблюдение за состоянием судна, при обнаружении крена не сообщил об этом капитану».
Денис Саватеев свою вину не признаёт полностью, он считает, что делал всё согласно инструкциям. На данный момент он продолжает работать в Ярославском речном порту. Сам речной порт от каких-либо комментариев отказался, сославшись на большую занятость директора Валерия Абидина. Интересно, что текущим владельцем речного порта числится депутат Ярославской областной Думы Яков Якушев. Однако и он отказался разговаривать с корреспондентом 76.RU.