С приходом осени количество заболевших коронавирусом в Ярославской области растет. На 30 сентября было зафиксировано 350 новых случаев. Как сейчас переносят болезнь пациенты, по-прежнему ли вирус опасен своими осложнениями и как его сейчас лечат? Об этом мы спросили у главного пульмонолога Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Николая Пояркова.
— Николай Александрович, чем очередная волна COVID-19 отличается от предыдущих? Будет ли она столь же интенсивной, как прошлой зимой?
— Клиническая картина ковида сейчас изменилась. Сегодня мы видим уже совершенно другое проявление болезни, нежели в 2019–2020 годах. Она стала протекать более легко, давать меньше летальных исходов. Сократилось и количество госпитализаций. Вероятно, сказывается то, что население иммунизировано, многие переболели. Человеческий организм стал понимать эту инфекцию и формировать систему защиты.
— Каковы самые распространенные симптомы COVID-19 сейчас? По каким признакам его можно отличить от обычной сезонной простуды?
— Сегодня ковид действительно напоминает обычную респираторную инфекцию. Его симптомами также являются насморк, першение в горле, могут быть головные боли, температура, слабость, недомогание. Подтвердить COVID-19 можно с помощью ПЦР-теста. Но не всегда есть в этом необходимость, так как часто инфекция протекает легко.
— Сейчас сезон, когда обостряются хронические заболевания, например, в том числе бронхолегочной системы. Насколько опасен COVID-19 для таких пациентов?
— Сопутствующие заболевания, возраст пациента старше 65 лет — всегда были факторами риска. Причем не только коронавирусной, но любой другой инфекции, потому что сопротивляемость организма, иммунная защита у больных людей хуже. Вирус, попадая в организм, легче вызывает заболевание. Поэтому мы всё время говорим, что таким людям надо вакцинироваться против гриппа, коронавирусной инфекции, против пневмококка.
— Какие рекомендации по профилактике COVID-19 вы можете дать?
— Это соблюдение общих правил, которые характерны для предупреждения большинства вирусных инфекций, передающихся воздушно-капельным и контактным путем. Нужно проветривать помещения, изолироваться от людей, которые болеют, важно мыть руки. А специфическая профилактика — это вакцинация.
— Сейчас в Ярославской области нет обязательно масочного режима. Каждый сам решает, носить ему маску или нет. Что вы посоветуете ярославцам?
— Я бы порекомендовал людям старше 65 лет, особенно которые не вакцинированы и не болели, имеют хронические заболевания, все-таки носить маски. Особенно в местах скопления людей — в транспорте, в супермаркетах. Но маску нужно довольно часто менять.
— Какие препараты применяются для лечения COVID-19 в настоящее время?
— Лечение ковида изменилось по сравнению с 2020 годом. Тогда в схемах лечения часто превалировали антибиотики, что было, как показала практика, совершенно необоснованно. Сейчас начали использовать этиотропную терапию, направленную на устранение причины возникновения заболевания. В данном случае — против вируса. Сейчас много препаратов, которые обладают прямым противовирусным действием. Врачи их знают и назначают своим пациентам. Важную роль в лечении COVID-19 играет и противовоспалительная терапия. Особенно она была актуальна в начале, когда вирус поражал легкие, это приводило к тяжелой дыхательной недостаточности, гибели больных. На ранних этапах, кроме этиотропной терапии, мы назначали противовоспалительную, патогенетическую терапию в виде стероидных гормонов. Эти препараты давали надежду и спасение для наших пациентов. Также используется дезинтоксикационная, симптоматическая терапия. И только когда возникает бактериальное осложнение, применяются антибиотики. С первых дней их нельзя назначать.
— В начале пандемии было очень много пациентов с ковидными пневмониями. Как в новую волну обстоит ситуация с такими осложнениями?
— Вы правы, вначале их было много. Вирус обладает пневмотропным действием — поражает клетки респиратороного тракта, дыхательных путей. Поэтому проявлениями его были поражения бронхо-легочной системы, пневмония. Хотя в данном случае пневмония — это условное название, так как это не та банальная бактериальная пневмония, а вирусное повреждение легких с микрососудистыми осложнениями, тромбозами мелких сосудов. Они и создавали картину матового стекла. Это было в первую волну. Потом эти поражения мы стали видеть реже. Сейчас такой частоты поражений нет.
— Опять же в первую-вторую волну все, кто подозревал у себя коронавирус, бежали делать компьютерную томографию, чтобы проверить легкие. Сейчас в этом уже нет необходимости?
— Да, КТ делали многие и у большинства находили изменения в легких. Но далеко не всегда это обязывало к каким-то дальнейшим действиям. Самое главное показание для проведения КТ — это нарастающая дыхательная недостаточность, общее плохое самочувствие, высокая лихорадка, которая держится более 5 дней, выраженная одышка, чувство тяжести и боли в грудной клетке, надсадный кашель, падение сатурации до 92–93%. При первых симптомах ковида без показания врачей это исследование делать не надо. И повторять его часто не рекомендуется — не чаще раза в 1–3 года, даже если вы перенесли тяжелую пневмонию. Все-таки лучевая нагрузка от него большая, это небезразлично для организма.
— Проходит ли со временем поражение легких после ковида?
— На данный момент прошло 2,5 года с начала пандемии. Мы видим, что большая часть изменений подвергаются обратному развитию и даже полностью исчезают. Могут быть небольшие остаточные изменения. Другое дело, что сама ковидная пневмония может провоцировать возникновение новых заболеваний и обострений хронической абструктивной болезни легких, аллергических заболеваний и других. И их лечением надо заниматься отдельно.
— Ваш совет, надо ли сейчас ревакцинировать от коронавируса тем, кто уже делал прививку?
— Обязательно. Мы призываем к этому всех, особенно людей с факторами риска.