Очереди сопровождали меня, как любого ребенка 80–90-х годов, с самого детства – двухчасовые в поликлинике, часовые на аттракцион в парке, как минимум 40-минутные в магазине.
Очереди, мягко говоря, утомляли. Кроме того, в очередях люди нервничали (что вполне понятно), а многие скандалили... Сейчас на дворе XXI век. Прогресс, казалось бы. Но как бы не так. Очереди так и не стали пережитком прошлого. Куда бы ты ни пришел – в больницу или на почту (страшно даже представить), в паспортный стол или банк, в магазин или любое госучреждение – очередь примет тебя в свои жаркие, в прямом смысле этого слова, объятья.
Например, час времени – это много или мало? На мой взгляд, дело даже не в том, сколько времени мы теряем в этих очередях, а почему они возникают? Человеческий фактор? Нерасторопность сотрудников банков, почты, магазинов? Кто хоть раз сидел в очередях в поликлинике, поймет. Очереди всегда волнуются: пенсионеры, медработники и те, кто по больничным листам постоянно шумят... Всем остальным лучше не вставать у них на пути.
Но, как ни удивительно, однажды я записалась к врачу на 16:00 7 марта. Врач повышенной непроходимости – у его кабинета обычно можно разбивать лагерь. Здесь всегда много посетителей, у некоторых людей действительно серьезные проблемы со здоровьем. Но на этот раз все было иначе. Когда я пришла в больницу, она была просто пуста. Пока я шла по коридорам, мне не встретился никто. Пара врачей мелькнули вдалеке, а вот толпы больных не наблюдалось. Что же, 7 марта у всех массово перестают ныть болячки? А просто на предпраздничный день многим банально не хочется брать явку. Острой боли нет, лучше прийти в любой другой день, постоять в очереди. Конечно, никто этого не хочет. Но некоторые и не стоят. Им только дай шанс, как они оставят тебя далеко позади в турнирной таблице.
Однажды я наблюдала удивительную сцену. Я стояла в очереди. Передо мной оставался один человек. Я смиренно ожидала своей участи. Относительно небольшая очередь росла на глазах. Когда человек зашел в кабинет и следующей была я, с разницей в 10 минут к кабинету подошли многодетная мать (старшему ребенку было лет 16), беременная женщина с мужем, ветеран, пенсионерка (кричала, что она инвалид) и просто какая-то женщина, которая, как она сказала, торопилась. Так эта компания едва не устроила драку за право пройти в кабинет вперед меня. Они кричали, обзывали друг друга и казалось, что еще немного, скандал перейдет в рукопашную. А ведь каждый из них (ну разве что кроме спешащей огнеупорной женщины) имеет право проходить без очереди. Все они считаются слабыми и их надо беречь, пропускать. Но слабыми и уж тем более беспомощными они не выглядели. Никто из них не хотел уступить другому право пройти вперед и готов был отстаивать это свое право кулаками. Закончилось тем, что каждый из них (кто наглее) без лишних слов просачивался в дверь, отодвигая рядом стоящих. Вслед неслись проклятья. Но это же ужас какой-то! Разве знание своих прав автоматически отменяет элементарную вежливость? Хотя, может быть, этот день просто был не самым удачным.
Официальная идеология любителей пройти везде без очереди – вести себя в любой ситуации как можно хуже: безнравственней, наглей и демонстративней. Почему они так себя ведут? Не все, но очень многие. Вокруг ведь тоже люди, которые тоже могут себя плохо чувствовать или быть уставшими. Удивительное какое-то неуважение к людям. Но, если кто-то, подобный им, бесцеремонно встанет перед ними в очереди, человек будет искренне возмущаться.
Так и в жизни бывает – если ты обладаешь таким достоинством как терпение и не торопишь события, образно говоря, ждешь своей очереди. И кажется уже вот-вот, ты почти дождался, уже скоро... Но перед тобой возникает кто-то понаглее. И есть шанс, что очереди своей ты не дождешься уже никогда. Что же теперь – быть напористым, бесцеремонным, думать только о себе? Что-то не то...
Примечательно, что ситуации в транспорте обратны. Час пик. Маршрутка. Беременная девушка с животом размером с арбуз, едет, держась одной рукой за поручень. Напротив сидит мужчина лет 25, усиленно делает вид, что спит. Хотя изредка бросает вороватый взгляд то на ее живот, то по сторонам. Что тут скажешь...