— А вы чего, на дом Терешковой приехали смотреть, что ли? — спрашивает, прищурясь, седовласый и загорелый уже к началу апреля житель деревни Малое Масленниково.
От Малого до Большого Масленниково ровно один километр через поле. На машине в межсезонье не проехать. Мы остановились возле последнего дома в Малом. Тут нас увидел его хозяин — Александр, который купил здесь участок шесть лет назад. Сказал, что до этого жил в Ярославле, но город надоел. Перебрался поближе к земле, завел хозяйство. О том, что в соседней деревне родилась первая в мире женщина-космонавт, Александр, конечно, знает.
— Она сюда не приезжает. А чего ей тут делать? Она в Москве живет. В родной деревне она только водонапорную бочку сделала. В Никульском (село, где находится музей Терешковой «Космос») построила церковь. Больше ничего не сделала. Хотя, как выборы, приезжают сюда ее помощники. Чего только не обещают. И газ, и дорогу. Но до сих пор ничего нет, — рассказывает Александр.
Попрощавшись, мы двинулись через поле в Большое Масленниково. Деревня ожила с началом дачного сезона — в огородах видна подготовка к сезону. Правда, на постоянной основе в деревне не живут, в будний день дома пустовали.
Родом из крохотной деревни
Дом, где родилась Валентина Терешкова, находится в начале деревни. Изба, кажется, едва держится и вот-вот рухнет. Она обнесена глухим забором, а рядом на участке стоит новенькая деревянная постройка. Землю недавно выкупили, новые собственники отношения к знаменитой жительнице села в Ярославской области не имеют.
Интересно, что за несколько лет владения участком они так и не решились снести дом, в котором родилась и жила Валентина Терешкова.
Дом № 2
В трех километрах от родной деревни Валентины Терешковой есть село Никульское. Здесь жизнь кипит: к 10 утра возле продуктового магазина собралась компания из трех мужчин и одной женщины — обсуждают насущные дела за глотком пива. Рядом идет стройка: рабочие воссоздают дом — копию того, в котором жила Терешкова. Новую избу ставят прямо во дворе музея «Космос». Это уже вторая копия: 22 июня 2022 первый дом-музей имени Терешковой сгорел. Он вспыхнул ночью. Местные жители считают, что это был поджог.
В полиции озвучивали предварительную версию причины пожара. Есть признаки, указывающие на то, что это мог быть поджог. Именно по этой статье было возбуждено дело. Оно расследуется до сих пор.
— Розыск лиц, причастных к преступлению, продолжается, — уточнили в УМВД по Ярославской области.
Сразу после инцидента правительство области пообещало выделить 25 миллионов на реконструкцию музея. Позже выяснилось, что надо больше. В итоге выделили 37,6 млн рублей. Правда, в правительстве поясняют, что помощь оказывает благотворительный фонд В. В. Терешковой. Только на мультимедийное оборудование потратили около 5 млн рублей.
Новую избу почти достроили. На стройке трудятся около двух десятков человек.
— К 16 июня (16 июня 2023 года будет 60 лет со дня полета Валентины Терешковой в космос) всё будет готово. Терешкова сюда приедет на открытие, — рассказали рабочие.
— А кто финансирует строительство? Правительство или сама Валентина Владимировна?
— Мы не знаем. Нам платят. А остальное не наше дело, — деловито ответил один из рабочих, по всей видимости, прораб.
Церковь Терешковой
Музей «Космос», который стоит в двух метрах, сейчас закрыт для посещения. Но там рассказали, что открытие планируется в 10-х числах июня и, вероятно, также будет приурочено к знаменательной дате.
— Экспозицию удалось сохранить. Скафандры остались целыми, капсула тоже, — рассказали в музее.
Чуть поодаль стоит новенькая церковь. На восстановление деньги выделила лично женщина-космонавт. В 2018 году она получила на Евразийском женском форуме приз в номинации «Служение делу мира» — сертификат на 1 миллион рублей. И решила, что самое лучше, на что можно потратить эти деньги, — это восстановление храма святителя Николая Чудотворца в селе Никульское. На этот миллион сделали росписи в церкви.
Внутри как раз шла служба. В храме помимо батюшки были еще две прихожанки. Они тихо сидели, опустив головы, и слушали молитвы. Нас встретила матушка Валентина.
— А сама Терешкова здесь часто бывает? — спрашиваем мы у матушки Валентины.
— Бывала, раза два. А вот Леночка (Елена Николаева-Терешкова — дочь Валентины Терешковой) сюда часто приезжает. Позавчера была, — говорит матушка Валентина.
— В праздники здесь народу очень много. Да и по выходным много. Ходят неместные. Приезжают из Большого Села и из Ярославля. У нас тут батюшка очень хороший — отец Стахий. Пока церкви не было, мы все служили в помещении, которое нам от совхоза выдали. А потом сюда перебрались. Церковь построила Валентина Владимировна. К ее приезду вокруг храма всё выложат плиткой, освещение поставят. Мне сказали, аж целых 160 столбов! Подсветку у храма сделают, — рассказывает Таисия Николаевна, пожилая женщина, которая сидит на входе у храма, продает свечки, иконки.
Дочку Терешковой Таисия Николаевна тоже называется Леночкой. Вспоминает: она два раза привозила сюда обоих сыновей.
— Я как-то назвала Леночку по имени и отчеству. А она мне: «Да вы что? Я Лена», — говорит Таисия Николаевна.
Дочка Валентины Терешковой последнее время частый гость в Никульском. Она лично следит за тем, как идет подготовка к празднованию 60-летия со дня полета Терешковой в космос. Если что требуется, ей сразу обо всем докладывают. И, как говорят местные, она тут же решает все вопросы. Скоро при храме должна появиться церковная школа и трапезная. А еще по периметру территории (возле дома-музея и церкви) поставят камеры видеонаблюдения. Чтобы больше никаких ЧП не случалось.
Отношение к семье Терешковой здесь уважительное. Саму знаменитую ярославну в селе почитают и говорят:
«Нам она ничего плохого не сделала, только хорошее. Ну а то, что ругают за политическую деятельность… А кого за нее не ругают?»
Квартира в Ярославле
За покорение космоса 16 июня 1963 года Валентину Терешкову наградили. Правительство СССР выделило ей квартиру в Ярославле. Сейчас эта улица носит ее фамилию. В доме № 28 знаменитую ярославну помнят до сих пор. Хотя она, по рассказам жильцов, и не жила здесь вовсе. 86-летняя Тамара Борисовна переехала в квартиру, где жила семья Терешковой, вместе с мужем в 1970 году. Когда мы спросили ее про Валентину Владимировну, Тамара Борисовна и ее соседки по дому оживились.
— В этой квартире жила ее сестра с любовником. И мама жила совсем немного (у Терешковой были старшая сестра Людмила и младший брат Владимир. — Прим. ред.). И дочка сестры. Помню, что девчонка бегала беспризорная. Один раз даже чуть под машину не попала, — выпалили всё, что знали или где-то услышали бабушки-соседки.
Наталья Николаевна — подруга Тамары Борисовны — застала Валентину Терешкову, когда та приезжала в Ярославль в гости к маме и сестре.
— Мы учились вместе в одной школе, но в разных классах. Мы не общались с ней. Откуда ж мы знали, что она в космос-то полетит! Здесь она появилась уже после полета в космос. Я, бывало, встречу ее на лестнице и, чтобы не мешать, отойду. Помню сразу после полета, как узнали, что она должна сюда приехать, все пришли ее поприветствовать. Народу было! — вспоминает Наталья Николаевна.
После полета Терешкова стала звездой первой величины. Ее приглашали к себе первые лица страны и даже мира. Но вот фамилий всех этих важных людей бабушки уже не помнят.
— На Перекопе, где мы учились в школе, как-то была демонстрация. И мы стоим. И приехала Терешкова. Я ее увидела. Ну я знала Вальку-то Терешкову. Учились же вместе. И она все, гляжу, ходит с секретарем нашей партийной организации под ручку. Забыла, как звать-то ее... И Терешкова всё с ними, всё с ними! — снова ударяется в воспоминания Наталья Николаевна.
А вообще, по рассказам соседок, семья Терешковой жила достаточно тихо. Как шутят бабушки, космический аппарат они в квартире не хранили. И никаких привилегий ни дому, ни подъезду за то, что здесь живет великая женщина-космонавт, не было. Ремонт не делали долгие годы, чуть ли не с постройки дома. Подъезды обветшали, стали грязными, неухоженными. Жильцы сами отремонтировали дом совсем недавно.
Последний раз Валентина Терешкова была в этом доме настолько давно, что соседки уже и не вспомнят когда.
— Она всегда была обаятельная. Приветливая. Было в ней что-то такое. Ну, поймите, она уже в космос-то слетала. А нам чего с ней общаться? Окружение у нее другое было, — улыбаются бабушки.