По всей Ярославской области идет сбор помощи российским военным, участвующим в спецоперации на Украине. Для бойцов ищут всё: от шерстяных носков до УАЗов.
В благотворительном деле особенно отличился маленький Тутаев. Жители городка, находящегося между Ярославлем и Рыбинском, буквально породнились после объявления частичной мобилизации для сбора бойцов в зону СВО. Местные вовсю помогают тем, кого уже увезли «за ленточку». Мы уже рассказывали про бизнесмена, который занялся милитари-волонтерством. Именно он, как говорят здесь люди, запустил волну благодетели.
Неожиданно для себя среди помогающих оказалась владелица салона красоты Ольга Крестьянинова. Теперь она вместе с подругами варит окопные свечи, разливая их по консервным банкам.
Окопная свеча — это свеча длительного горения, которая служит источником света и тепла. Может гореть до 8 часов.
— Из чего состоит: компоненты очень простые — картон гофрированный, желательно чистый, то есть без наклеек, пластика и этикеток, всё это надо снять. Сама банка металлическая, желательно, чтобы без рисунков и надписей. Ну и парафин, желательно П-2, это пищевой парафин. Знакомые девчонки даже просто собирали корочки с сыра и его перерабатывали, — рассказала наша героиня.
Главное отличие — длительность горения. Если обычная свеча может полыхать 1,5 часа, окопная светит до 8 часов.
— Чем она отличается от обычной свечи? У нее большая жароотдача, в целом КПД свечки окопной от обычный свечи намного больше. От нее свет, тепло, можно погреться, самостоятельно разогреть еду, вскипятить воду в кружке, — объясняет ярославна.
Ольга — бьюти-мастер, наводит местным жительницам красоту. Сама делает ногти и ресницы. Эффектная рыжеволосая ярославна несколько лет назад сняла студию в одном из местных торговых центров, своими руками облагородила пространство и позвала других мастериц.
Заниматься окопными свечками женщины начали после клича о помощи. В начале декабря поступило сообщение — просили окопных свечек.
— Где-то в начале декабря Артем сам написал, что парням нужны окопные свечи. Мы с девчонками в чате обсудили этот момент. Не мужчинам же заниматься свечами, тем более у всех есть потребность быть полезными для наших бойцов. Вот так в принципе мы и собрались, — рассказала Ольга.
Место, где варить, определили сразу. В новых обстоятельствах пришлось адаптировать уголок красоты под производство. По вечерам кабинет Ольги превращается в цех свечеварения. Для этого сюда принесли электрические плиты, пласты парафина, картон и консервные банки.
— Первое, что я сделала, залезла в «Яндекс» и набрала «окопные свечи», выпала куча видео, мастер-классов, фотографий. И мы стали изучать, девчонки читали, я читала. Обменивались информацией, кто что нашел, как уложить картон, какой фитиль и должен ли он быть вообще. Сначала казалось, что свернул картон и залил, а по факту выяснилось много нюансов, надо соблюсти пропорции, каким образом он уложен, ведь это тоже влияет на теплоотдачу и на копоть, — рассказала владелица салона.
В разговоре мастерица отмечает особую роль своих напарниц. Окопные свечи они делают командой.
— Я без них совсем бы не справилась. Мы вместе всё делаем. Девчонки сразу отозвались, — говорит Ольга.
Сейчас в сравнении с другими свечеварами Ольга с подругами добилась небывалого успеха. У женщин проработана своя техника: они отказались от привычной укладки «спиралью», поменяли технологию заливки и стали реже брать крашеные банки. (Спойлер: внизу вас ждет мастер-класс по свечеварению.)
— И по сей день, хотя мы вроде как уже набили руку, мы продолжаем искать более удобные варианты. Постоянно обмениваемся материалами, — рассказывает Ольга. — Кто-то недавно пробовал с опилками, потому что где-то вылезла информация о том, что с опилками экологичнее вариант и безопаснее для бойцов. Попробовав с разными видами опилок, она пришла к выводу, что нет идеальной свечи пока.
Чтобы найти лучший вариант, женщины поджигают свечи, следят за количеством копоти и пламенем.
— Мы до сих пор в поиске. Всё равно они все коптят. Какие-то коптят меньше, какие-то больше, какие-то трещат, от каких-то даже искры летят. Свой идеальный рецепт пока не нашли, — делится деталями Ольга.
Неравнодушные из Ярославля предложили нарезать картон на лазере. И дело пошло быстрее, и кабинет стал свободнее.
— В том же чате девушка отозвалась помочь, предложила нарезать картон на лазере. Если раньше у нас стояли листы картона, то сейчас место занимают два брикетика. Девчонки пожелали остаться инкогнито. Но девчонки помогают, и помогают активно, хотя не афишируют это, — поделилась секретом Ольга.
В команде Ольги среди шестеро. Среди них нет тех, кого мобилизация коснулась напрямую. На вопрос, почему начали помогать, владелица салона говорит открыто.
— Напрямую меня не зацепило. У меня из близких, из родственников там, в зоне спецоперации, никого нет. И это, конечно, счастье. Но при этом морально, психологически было очень тяжело. Именно с момента мобилизации. Начался сложный процесс принятия неизбежного. Я прошла через все стадии, вплоть до глубочайшей депрессии, которая затянулась настолько, что я уже не знала, что с этим делать. Меня это просто выматывало настолько, что я не хотела ходить на работу. Потому что работа любимая, я люблю то, что делаю. Но мне хотелось просто лежать и плакать, — поделилась Ольга. — Я очень переживала за детей, родителей, брата, супруга… За себя не боюсь почему-то. Ну, наверное, как и многие русские женщины. Самое главное — своих мужчин сберечь.
«Буквально полгода назад мне казалось, что мы такие черствые, такие деревянные. Но я снова начала верить в людей»
Мастерица добавила, что не могла в новых обстоятельствах оставаться равнодушной.
— Я не могу остаться в стороне, котенок на улице, человек пьяный лежит. Я не могу пройти мимо. Когда я вижу, как другие проходят мимо, меня всегда от этого коробит, — говорит Ольга. — Сейчас я уверена, что русский народ этим и силен. Что в определенный момент, когда нужно сплотиться, мы сплачиваемся.
Лишь у одной участницы на СВО оказался племянник. Чаще всего вместе с Ольгой варят три Натальи. Они пришли к ней в кабинет, потому что также хотели кому-то помочь. Одна из них рассказала, что у нее много родственников из Брянской области, которые с апреля занимаются помощью для СВО. Этот запал родные передали Наталье, а она подзарядила им своих подруг.
Мастерицы наварили около 500 банок, большая часть уже отправилась «за ленточку». Хотят делать больше, чтобы обеспечить бойцов.
— Изначально мы пытались вести подсчет. Переработали мы в районе 100 килограммов парафина. Грубо говоря, 500 свечей мы уже сделали. Себестоимость такой свечи в районе 40 рублей, — поделилась Ольга.
Парафин привозят огромными пластами, затем женщины накалывают его на мелкие куски, переплавляют и разливают по банкам.
— Появляется азарт. Я четыре коробки отгрузила, я еще хочу четыре. Я хочу, чтобы до них дошли эти коробки. Чтобы они получили эту весточку из дома. Это же наша прерогатива — сохранить тепло, уют семейного очага. А как мы можем там создать тепло и уют? Послать частичку себя. И пусть я там лично никого не знаю, — добавляет мастерица.
Рисунками свечи украшать не советуют, поскольку изображение попросту не выдержит перепада температур от металлической поверхности быстро отклеится, да и может скрыться под воском.
— Во-первых, это дополнительное время. Во-вторых, когда свеча загорается, всё оформление отклеивается. Им будет жалко сдирать эти рисунки от детей. Рисунки кладем в посылки, а затем парни обклеивают ими блиндажи, — рассказала одна из помощниц Ольги.
Как делать окопные свечи
Шаг 1. Нарезать картон и уложить его в банку.
Шаг 2. Растопить на водяной бане парафин.
Шаг 3. Залить растопленный парафин в банку.
Свеча будет готова при полном застывании.