Редкий случай в Ярославле, о котором говорили мало — почти полностью разрушенный исторический дом восстановили и дали ему вторую жизнь. Это здание № 7 по улице Калмыковых рядом с Ярославской большой мануфактурой. Дому на сегодняшний день 122 года. Его и еще девять аналогичных корпусов построили владельцы ткацкой фабрики для рабочих. Почти 1,5 века назад жилье считалось элитным, рабочие мечтали получить тут комнату (мы рассказывали историю корпусов тут).
Дом, в котором раньше действовала коридорная система, переделали полностью: теперь в каждой квартире есть кухня и санузел. Единственное, что осталось от прежней жизни — это большие площади и высокие потолки.
Занималась реставрацией компания «Техмонтаж», завершив ее в 2013 году. Сегодня дом почти полностью заселен, квартиры раскуплены. Кто и как живет в историческом доме, восстановленном из руин — читайте в специальном репортаже 76.RU.
В доме 4 этажа и 80 квартир
Стены 80 сантиметров и высота потолков 3,70
36-летний Александр купил квартиру в этом доме 6 лет назад. Сам он 25 лет живет на Перекопе. Переезжать из района, который давно полюбился, не хочет.
— Когда собрался покупать квартиру, внимательно изучил этот вопрос. Оказалось, что в новостройках очень тонкие стены, большая слышимость и сделано все тяп-ляп. А здесь стены толстенные — 80 сантиметров. Очень много радиаторов, поэтому зимой очень тепло. Высокие потолки — 3,70. Соседи, например, строят второй ярус, у них там будет спальня, — рассказывает Александр.
Еще из плюсов то, что в доме круглый год есть горячая вода, которая идет от бойлера, установленного на мансарде здания. А это значит, что жильцам не приходится мыться в тазиках во время плановых отключений горячей воды.
Во время реновации дома в нём полностью заменили электрику и систему отопления. Фасад покрыли слоем штукатурки, чтобы спасти здание от разрушения. В первозданном виде дом был из красного кирпича. Теперь этот дом единственный красуется среди своих былых товарищей — разрушенных и в прошлом жилых корпусов завода. Тем не менее, как говорят жильцы, практически полностью заселен.
То, что вокруг царит разруха, нашего героя Александра никак не смущает.
— Мои окна выходят на парк, так что вид меня совсем не смущает. А еще я могу в любое время года выйти и пожарить шашлыки. Тем, у кого собаки, тоже очень удобно: есть где погулять, — рассказывает Александр.
Из минусов владелец жилья отметил отсутствие балконов. А еще на доме, поскольку он является памятником, нельзя устанавливать кондиционеры. Александр говорит, что здесь живут обычные семьи, обычные люди. Много приезжих, но есть и те, кто всю жизнь живет на Перекопе.
Сколько стоит здесь жить
— Я свою квартиру площадью 42 квадратных метра покупал за 1 850 000 рублей. Но это было шесть лет назад. А сейчас такая не меньше 2,5 миллиона стоит, — говорит Александр.
Мы нашли на «Авито» объявление о продаже такой же квартиры, как у Александра. Хозяин оценил ее в 2 миллиона 990 тысяч рублей.
Кстати, многие владельцы квартир устраивают там перепланировку. Мы заглянули туда, где сейчас идет ремонт. Хозяин квартиры разделили 40-метровое пространство сразу на четыре помещения: две комнаты, кухню и коридор.
Жильцы жалуются на грибок в квартирах
В 2012 году корпуса Ярославской большой мануфактуры признали памятником архитектуры регионального значения. Реставрация дома началась еще до этого. И, как говорят градозащитники, застройщик успел сделать большую часть работы. Когда в 2012 году дом признали памятником, компании «Техмонтаж» пришлось экстренно корректировать документацию. Ярославская градозащитница Ольга Мазанова рассказала, что в проекте у застройщика была мансардная крыша с изломом. Чтобы завершить строительство, ему пришлось поменять проект и сделать двускатную крышу.
— Но, поскольку в мансарде застройщик расположил жилые помещения, для освещения пришлось делать оконца. Так называемые люкарна. Так как их очень много, они слегка искажают вид памятника, — говорит Ольга Мазанова.
До реновации здание больше 20 лет стояло без крыши, из-за чего вся кирпичная кладка промокла. В помещениях завелся грибок. По словам Мазановой, кирпич надо было обрабатывать и зачищать от грибка.
— Но, видимо, застройщик этого не сделал. Потому что многие жители до сих пор жалуются на сырость и грибок в квартирах, — сказала Ольга Мазанова.
Перекопские корпуса имеют очень красивую кирпичную кладку. Это можно разглядеть и у разрушенных зданий. Фирма «Техмонтаж» сделала обмазку дома. Из-за этого отреставрированное здание выбивается из общего ансамбля. Но, как говорит Ольга Мазанова, застройщик имел право это сделать. При этом он сохранил общую пластику фасадов.
— Все говорили, что эти здания — рухлядь, барахло, и их надо снести. Но владелец зданий этого не сделал, чему мы очень рады. Говорят, что он сам родом из этих мест, поэтому решил сохранить дома, — говорит Ольга Мазанова.
Пообщаться с самим застройщиком, восстановившим дом, нам не удалось. Генеральный директор фирмы «Техмонтаж» Вячеслав Меньшиков проходит фигурантом по двум уголовным делам. Его компания занималась строительством детских садов, школ и очистных сооружений по нацпроектам. Силовики считают, что он присвоил десятки миллионов рублей при строительстве школы и при исполнении проекта «Оздоровление Волги». До 22 августа ему вынесена мера пресечения в виде запрета определенных действий. В его компании нам уточнили, что тему реставрации дома лучше обсуждать с директором, но когда он появится — не знают..
Напомним, что мы делали большой репортаж с территории корпусов Ярославской большой мануфактуры. Раньше жить здесь было престижно. Владельцы фабрики заботились о своих рабочих до такой степени, что даже оплачивали из своего кармана труд кухарок, готовивших еду для жителей корпусов.
В Ярославле нечасто дают вторую жизнь историческим зданиям. Одной из ярких была история доходного дома Понизовкиных на пересечении улиц Собинова и Свободы. Дом был построен в середине XIX века семьей Понизовкиных. На первых этажах они сдавали квартиры, на втором этаже жили сами, когда приезжали в Ярославль. Жильцы продолжали жить в квартирах вплоть до 1994 года. Потом здание стало постепенно разрушаться. А в 2010 году доходный дом Понизовкиных начали сносить. Это вызывало большой протест как самих горожан, так и потомка рода Понизовкиных — Владимира. В итоге новая компания отреставрировала дом, который сохранил свое названия до сих пор.