Город проблема Шатается уже десять лет: дорожный строитель назвал три причины, почему в Ярославле пучит Волжскую набережную

Шатается уже десять лет: дорожный строитель назвал три причины, почему в Ярославле пучит Волжскую набережную

Рассказываем, что убивает один из главных туристических объектов города

Плитка на Волжской набережной трескается с каждым годом всё больше

Каждой весной после схода снега обнажаются многочисленные прорехи на главной туристической улице Ярославля — Волжской набережной. Глядя на нее, становится автоматически стыдно перед гостями города. Плитка на дорожках и стенках потрескалась и шатается, забор во многих местах проржавел. А кое-где дорожка просто пошла волнами. При этом участки набережной ежегодно ремонтируют, но не похоже, чтобы это приносило хоть какой-то толк.

Набережная не всегда выглядела так, как сейчас

Подарок на 1000-летие


В 2010 году Ярославль должен был отпраздновать тысячелетие. К этой дате из федерального бюджета городу выделили десятки миллиардов для реализации масштабных инвестиционных, инфраструктурных и социальных проектов. Например, именно к тысячелетию в Ярославле начали строить перинатальный центр, КЗЦ «Миллениум», мост через Волгу, планетарий имени Валентины Терешковой и памятник 1000-летию Ярославля на Стрелке. Правда, многое было достроено позже.

Про Волжскую набережную тоже не забыли. Проект ее ремонта утвердили в марте 2006 года. Мэрии Ярославля предстояло выполнить большой объем работ: укрепить берега, реконструировать саму набережную. Помимо этого подрядчик должен был благоустроить нижний и верхний ярусы. По проекту на набережной должны были сделать новые подземные инженерные коммуникации, заменить асфальт и уложить тротуарную плитку. Также планировались работы по восстановлению освещения, укреплению откосов.

— Необходимость реконструкции назрела давно. Правый берег Волги простоял закованным в бетон более 40 лет. За это время грунт под бетонными плитами изрядно подмыло, плиты просели и потрескались. Решение о проведении берегоукрепительных работ было принято еще в 2005 году. Тогда же московским институтом «Гипроречтранс» были проведены инженерные изыскания, заказан проект. В результате реконструкции набережная будет шире и станет трехъярусной — нижний ярус будет у самой кромки воды, — рассказывал тогда мэр Ярославля Виктор Волончунас.

На ремонт набережной выделили больше 2,6 миллиарда рублей — гигантская сумма даже по нынешним меркам. Деньги брали из областного и городского бюджетов. Также существенный вклад внесла компания «Газпром», выступившая инвестором.

Осуществлять берегоукрепление и заниматься благоустройством взялась ярославская фирма «Мостоотряд № 6». Подрядчик начал работу в 2008 году, а завершить работы должен был к празднику тысячелетия в 2010-м. Правда, подрядчику пришлось ускориться. Из-за наступившего экономического кризиса в стране сроки по благоустройству сжали с 36 месяцев до 12.

Разбитая плитка портит вид

Первый звоночек


Жители не могли нарадоваться на обновленную набережную до 2012 года. Именно в этом году городу аукнулось сделанное наспех благоустройство. После весеннего подтопления берегов выложенная к празднику гранитная плитка на площади около 100 квадратных метров провалилась. На место срочно приехали рабочие «Мостоотряда № 6» проводить гарантийный ремонт.

Как заявили тогда специалисты, вода вымыла грунт под плиткой. При строительстве техническая экспертиза значительно снизила расходы на песок. На нем сэкономили 60 миллионов рублей.

Чтобы исправить ситуацию, строители вскрыли поврежденные участки, засыпали гравий, специальный гидравлический материал и положили песок. По их расчетам, такая технология должна была не позволить песку вымываться в дальнейшем.

Верхний ярус в некоторых местах пошел волнами

Ежегодные потопы


Практически каждую весну в Ярославле топит Волжскую набережную. Для жителей города стало привычным, что в конце апреля или начале мая под водой оказывается ее нижний ярус. Затопленными спусками и пешеходной дорожкой уже никого не удивишь, но вот в феврале 2020 года потоп превратился в настоящую катастрофу.

Тогда подтопления начались уже в конце января. 31-го числа под воду ушла Волжская набережная. Зрелище было жутким: казалось, что Стрелка (место слияния Волги и Которосли) просто утонула. Причиной стало то, что с водохранилищ Волжского каскада спускали воду. Правда, об этом почему-то не предупредили расположенные ниже по течению города.

Потоп убил благоустройство на набережной

Лед, покрывший Волгу, треснул под давлением воды. Поток хлынул на набережную, затопив весь нижний ярус. Когда ударили морозы, вылившуюся на поверхность воду сковал лед. Вместе с лавочками и оградой на набережной. Тогда мэрия сообщила, что может потребовать возмещения ущерба из-за паводков, учинивших разруху не только городскому благоустройству, но и жителям города.

После случившегося на Волжскую набережную выехали тракторы — убирать последствия ЧП. Тогда жители города попросили убрать с территории набережной технику, чтобы не портить благоустройство.

— Тратить трудовые и материальные ресурсы на это нецелесообразно, — уверенно заявлял активист сообщества «Дороги Ярославля» Сергей Какурин. — Во-первых, есть места, где это более необходимо, и технику бы лучше перебросить туда, а во-вторых, очистка набережной от такого количества льда механическим способом только навредит — рабочие напрочь испортят плитку и повредят ограды.

Но чиновники успокаивали: всё будет в порядке.

— Тяжелая техника там не работает, — сообщили в «Горзеленхозстрое». — Техника используется только для того, чтобы перевозить глыбы льда. Весь лед от решеток забора скалывается вручную. Лед очень тяжелый.

Зимних потопов Волжская набережная больше не переживала, а вот весенние — еще как. В мае 2021 года Рыбинская ГЭС увеличила сброс воды. Река вновь вышла из берегов и разлилась по плитке на набережной. А вместе с ней всплыл и многолетний мусор, сброшенный в Волгу.

Вот это горы мусора

Незаметно для благоустройства это не прошло — после потопа набережная стала разрушаться. Плитка отваливалась со стен нижнего яруса, а на пешеходных дорожках буквально выпрыгивала из-под ног.

Только уткам на радость
Плитка падала и оставалась валяться внизу

Власти чинят — толку нет


При этом сказать, что благоустройство набережной забросили, нельзя. Например, в 2021 году власти отремонтировали участок от улицы Победы до улицы Красный съезд по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».

— На Волжской набережной произвели замену асфальтобетонного покрытия, отремонтировали тротуар, горловины колодцев, установили бортовой камень и новые дорожные знаки, а также нанесли дорожную разметку пластичными материалами. Кроме того, в районе памятника Н. А. Некрасову дополнительно был предусмотрен ремонт покрытия. Здесь обустроили тротуар, которого ранее не было, — рассказали в мэрии. — Также весной устраняют провалы тротуарной плитки на верхнем ярусе Волжской набережной в районе Стрелки.

Почему всё равно шатается?

Возникает вопрос: если власти каждую весну латают плитку на Волжской набережной, возможно ли отремонтировать ее так, чтобы не тратить на это деньги ежегодно? За ответом мы обратились к доценту кафедры «Гидротехническое и дорожное строительство» ЯГТУ Алексею Игнатьеву.

— Конечно, это возможно. Вопрос только в финансовых затратах, которые для этого понадобятся. А так проблемы в этой части не вижу. Основная проблема всегда возникает с основаниями и грунтами, и, безусловно, нужно понимать причину, по которой, скажем так, разрушается каждый год участок. Нужно провести обследование и выявить истинную причину разрушения, — рассказал специалист. — Я могу лишь предположить, в чём причина проблемы. Как и у любых автомобильных дорог, причины появления трещин и дефектов всегда связаны с основанием. Высока вероятность, что за счет морозного пучения происходит разрушение верхних слоев покрытия. В этой части всегда разумно использовать песчаные слои достаточной толщины, чтобы обеспечить конденсирующие, работающие как своего рода пружина песчаные слои. Поскольку, если менять только верхние слои, не затрагивающие основания, чаще всего сама проблема не устраняется. Тут несколько факторов: либо воздействие влаги, либо пучинистые грунты и ненормативные нагрузки. Если присутствуют все три фактора, то дорога будет разрушаться каждый год. Если хотя бы один из них минимизировать и удалить, уже вероятность разрушения станет минимальной. Повторюсь: надо выяснить причину, по которой она разрушается, и принимать решение, что делать дальше.

Морозное пучение — это увеличение объема влажного грунта вследствие его промерзания.

Другими словами, перекладывать ежегодно плитку бессмысленно. Пока власти не разберутся в истинной причине разрушения набережной, жители города так и будут гулять по волнистым дорожкам и разбитой плитке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления