— Это химическое и бактериологическое оружие! Нас травят, как хотят! — кричали в актовом зале администрации Ярославского района.
Сегодня, 15 апреля, здесь прошли общественные обсуждения по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации комплекса по термическому обезвреживанию отходов РЖД, который находится в Кузнечихинском поселении Ярославского района, прямо напротив зоопарка. Обсуждения получились скандальными.
«Можем оказаться в центре экологической катастрофы»
Главная странность ситуации заключалась в том, что сам комплекс начал работать еще несколько лет назад, а государственную экологическую экспертизу на его проект, сделанный в 2010 году, проводят только сейчас.
— Сама установка по термическому обезвреживанию отходов КТО-500 имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, заключение Росприроднадзора, Роспотребнадзора. Предписание Росприроднадзора от прошлого года касается необходимости проведения экспертизы проектной документации зданий и сооружений комплекса. Этого не было сделано, так как на этапе строительства и в течение 2015–2016 года требования к такой экспертизе комплекса зданий не предъявлялось, — объяснил директор Научно-производственного центра по охране окружающей среды, которому подведомственен завод, Евгений Лысенко.
Как только появилось предписание сделать экспертизу, установку КТО-500 остановили. И железнодорожники запустили процесс подготовки к прохождению экспертизы, частью которого и стали общественные обсуждения.
В актовом зале администрации Ярославского района собралось около 70 человек. Пришедшие были уверены, что народу могло быть и больше, но, так как мероприятие назначили на 10 часов утра, многие были на работе.
Руководство завода во вступительной речи подчеркнуло, что сам по себе комплекс экологичен, не наносит вреда окружающей среде. Более того, он выполняет важную функцию — уничтожает опасные промышленные, железнодорожные и медицинские отходы, которые теоретически могли оказаться на полигонах или вовсе в оврагах.
Большинство собравшихся ничего против благородной миссии комплекса не имели. Главная претензия противников предприятия была к месту его расположения. Ведь рядом не только зоопарк, куда приезжает много людей, но и строящийся жилой комплекс, другие объекты.
— Хоть предприятие и современное, но человеческий фактор всё же есть. Если произойдет какая-то авария, мы можем оказаться в центре экологической катастрофы! — высказала опасения первая же выступающая из зала.
Железнодорожники попытались заверить, что это не так.
— Аварийные ситуации при такой схеме в принципе практически не возможны. И в случае, допустим, остановки оборудования неблагоприятные воздействия исключаются. Кроме того, на момент, когда объект начал проектироваться, расстояние до ближайшего жилья было существенно больше. Но город развивается, застройка приближается к объекту. Все эти вопросы мы будем учитывать. Они лежат в плоскости использования современных технологически безопасных и экологически оправданных решений, — ответил Максим Полищук, заместитель начальника департамента экологии и техносферной безопасности ООО «РЖД».
Черный дым по ночам
Один из находившихся в зале активистов пошел к микрофону, чтобы выступить, но его остановили.
— У нас выступления не предусмотрены. Только вопросы. Все предложения — в письменном виде! — заявили в президиуме.
По залу пошла волна возмущения. Люди начали выкрикивать с мест.
— Почему у вас из труб идет черный дым? — прозвучал еще один волнующий многих вопрос.
— Все продукты и материалы имеют разную теплоту горения, — ответил Алексей Гончаров, главный инженер Научно-производственного центра по охране окружающей среды — филиала ОАО «РЖД». — Процесс выравнивания температурного режима в установке автоматизирован. При попадании отходов с низким тепловым горением, мокрых отходов горелки начинают выравнивать температурный режим. В это время может кратковременно наблюдаться изменение цвета исходящих дымовых газов. Представьте, если баню топить сырыми дровами — цвет дыма меняется. Потом при нагреве дым становится белого цвета.
— Почему же ваша горелка меняет режим работы по воскресеньям или по ночам? — допытывались из зала. — У нас и так население мрет, дети больные. Вокруг — поля, заброшенные деревни. Вам негде больше этот завод поставить?
В РЖД пояснили, что этот вопрос не совсем к ним.
— При выделении земельного участка принимается градостроительное решение. В это решение вовлечены и региональные власти, и сам владелец объекта, и все контролирующие органы. Все необходимые согласования на момент составления проектной документации были пройдены, — ответил Максим Полищук.
Что касается возможных технологических нарушений, то эти вопросы представители администрации Ярославского района предложили адресовать надзорным органам. А директор Научно-производственного центра по охране окружающей среды — филиала ОАО «РЖД» Евгений Лысенко добавил, что во время проверок никаких претензий к ним со стороны проверяющих никогда не было.
Но народ этим проверкам явно не доверяет.
— Иногда идет такой поток черного дыма, что сажа везде ложится! Какие она свойства имеет, чем она насыщена — неизвестно. Потом дождик прошел — всё это смыло. Люди приходят из зоопарка и начинают спрашивать, почему от нас идет такой запах, что дышать нечем. Дети задыхаются. Я несколько раз видел, как они проводят экологические экспертизы. Когда ветер с севера дует, они с северной стороны меряют. Завод в это время не работает, — поделился своим мнением Юрий Котенев, владелец шинного центра и нескольких зданий, которые находятся в 8–10 метрах от комплекса РЖД, прямо в его санитарно-защитной зоне.
Кроме того, он пожаловался, что его помещения появились на данной территории раньше комплекса, но в первоначальном экологическом проекте этой недвижимости вообще как будто не было.
— Нам это подтверждали градостроители. Может быть, вас в кадастре тогда не было? Это не к нам вопрос! — ответили на эту претензию в РЖД.
Учтут ли мнение ярославцев?
По мере приближения финала обсуждений собравшиеся окончательно запутались. К мероприятию выложили документацию, актуальную на 2010 год, когда, собственно, и был сделан обсуждаемый проект. Но сейчас уже некоторые моменты изменились. Например, санитарно-защитная зона, по расчетным показателям, должна была быть длиной в 100 метров. Но позже, по факту работы предприятия, ее увеличили до 200 метров. Собравшиеся активисты предложили организаторам опубликовать обновленные данные и соответственно признать общественные слушания не состоявшимися.
— Когда будет полная информация и полный пакет документов, тогда и пообсуждаем, — предложил активист Антон Догуев.
Это требование в зале встретили аплодисментами. В итоге после официального завершения обсуждений активисты устроили свое голосование, на котором признали обсуждения несостоявшимися. Учтут ли это чиновники и представители РЖД — большой вопрос. В администрации пояснили, что общественные обсуждения проводились, чтобы люди могли познакомиться с озвученной информацией и задать вопросы. А все предложения и замечания организаторы готовы принять только в письменном виде — до 5 мая. Их обещают внести в протокол общественных обсуждений. В дальнейшем при проведении государственной экологической экспертизы все эти мнения должны будут рассмотреть.
Напомним, в прошлом году Росприроднадзор выявил нарушения в работе ярославского комплекса РЖД по термическому обезвреживанию отходов. Оказалось, что эксплуатация одного из комплексов термического обезвреживания отходов (КТО-500) велась без положительного заключения государственной экологической экспертизы. А также предприятие нарушало условия лицензии при обращении с отходами. Установку КТО-500 после этого приостановили. А мы съездили на завод и посмотрели, как там всё устроено.