В Ярославле не утихают разговоры вокруг исторических домов на улице Чайковского, где собственница выкупила и начала сносить одно из зданий. Общественный резонанс оказался настолько силен, что чиновники экстренно стали искать способы остановить происходящее. Казалось бы, хорошо, что в этой истории пока получается уберечь здание от гибели. Но ярославец Антон Догуев считает, что столько внимания кварталу уделяют зря. Помощник председателя «Фонда содействия развитию усадьбы Коковцовых» объяснил свою точку зрения.
Из всех вопросов на недавней пресс-конференции губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова я обратил внимание на один, для меня он важен с нескольких точек зрения, и далее каждый поймет почему. Речь идет о так называемом актерском квартале на улице Чайковского. Пишу с маленькой буквы, ибо нигде в источниках не нашел имени собственного с таким названием.
Сначала губернатор признаёт ажиотаж, затем обращает внимание, что выявленных объектов культурного наследия в регионе более или около 5000, но нигде ни слова нет о том, сколько специалистов работает в Департаменте охраны памятников культурного наследия. Даже если их там 25, то на каждого приходится по 200 объектов различных форм собственности, сложности восприятия и разных архитектурных стилей. 200 объектов нужно изучить, провести экспертизу, обосновать те или иные документы для присвоения или отказа в присвоении статуса памятника и т. д. 200 объектов на одного специалиста — в году рабочих дней не сильно больше. Пожалейте вы этих людей, они и так в мыле.
Небезызвестная усадьба Коковцовых, например — это ансамбль из двух зданий: основного и так называемой конюшни. Этот объект удалось спасти от продажи за копейки благодаря борьбе ярославцев: городу и мэру он был не нужен, ибо в бюджете нет средств. Но этот объект является единственным на целый микрорайон, на десятки тысяч жителей. Сравнивать этот объект, который принадлежит городу, и объект «актерский квартал» (принадлежит частным лицам, квартиросъемщикам) как минимум бессмысленно. Тем более Коковцов — создатель «Уединенного пошехонца», а здание усадьбы — с архитектурными изысками и старинной штукатуркой внутри. А здесь? Наркопритон фактически, у меня там один персонаж 20 рублей стрелял на фунфырик недавно, вышел из-за забора этого квартала.
Так в чём ажиотаж, за чей счет будут экспертизы и с чего на собственника составлен административный протокол? Если, внимание: только готовятся экспертизы и только планируются экспертизы? Зачем этот фарс, ради кого или ради чего? Нам, как поборникам чести и совести, ценителям памяти отстаивать больше нечего?
Почему мы, жители, плюем на усадьбу Коковцовых или на храм в Туношне, которые уже являются памятниками архитектуры, почему мы не кричим, не бьем себя кулаками в грудь, чтобы отгородить, заморозить работы там, осудить и посадить причастных в тюрьму. И понимаем ли мы, какой это труд — содержать старинные здания в собственности? Какой труд укрыть их от осадков, законсервировать. Памятников, нуждающихся в консервации, вагон и маленькая тележка, а где же ажиотаж и упоминания о них на пресс-конференции?
Я вот уже всецело погрузился в историю и усадьбы, и храма. Я и моя семья, мои уже ставшие друзьями товарищи по восприятию этой самой памяти, не маразма, а именно памяти. И я знаю, какие круги ада приходится пройти. Но когда есть ради чего: наследие для общества и детей, а актерский квартал без развития территории вокруг, аллей и дорог, тротуаров и освещения — лишь повод поорать и кому-то удовлетворить свои амбиции.
Именно поэтому я лично ажиотажа не понимаю, не могу я его понять, не могу я его принять.
У меня в подъезде живут пятеро почетных, заслуженных работников нефтеперерабатывающего завода, в соседнем еще семь, они собираются на лавочке во дворе с 14 до 17 часов ежедневно. В праздники выпивают настойку, поют песни, но никому и в голову не приходит отгородить этот двор забором и кричать, что это дом работников НПЗ, которые отработали в промышленности по 45 лет и стояли у истоков зарождения завода.
Я специально позвонил десяти моим знакомым в разных городах РФ, Казахстана и Германии: пятеро посмеялись, посмотрев в интернете и почитав, в каком состоянии территория вокруг актерского квартала, в каком состоянии там «вид сбоку», так сказать, и вообще вид. Они посмеялись над тем, что каста актеров прошлого отгородила себе гетто, а мы до сих пор это гетто оберегаем. У нас что, Индия, и мы хотим разделения на касты?
Почему мы с пеной у рта отстаиваем то, что морально устаревает, разрушается из года в год? Что не было построено на веки вечные априори, как усадьба или храм? На содержание чего не очень ясно, где взять деньги, но мы хотим экспертиз и склок, скандалов. Мы ищем виноватых, не желая понять, что зерна от плевел пора научиться отделять.
Зачем и кому нужны 5000 выявленных объектов культурного наследия, которые могут и не стать памятниками архитектуры, достопримечательными местами, примерами старины и примерами остатков былой роскоши? Если мы мусор не всегда в состоянии до помойки донести, а выявить старину уже каждый второй эксперт? Что нарушил собственник, когда затеял капитальный ремонт? А если завтра каждый из нас обратится в приемную губернатора и придумает, что его домик в деревне — памятник или объект? И обязательно культурного наследия? Опять сотни, тысячи скандалов? Экспертиз? Смешно же.
Да, нам не представили проект, но мы же и не просили. Мы же не хотим изучать мнения всех, нам достаточно публикации в журнале, и мы орем, а не слушаем.
Мне стыдно за город с историей в моменте отсутствия компромисса, в моменте принятия или неприятия новизны. В моменте склонности и отсутствия позитивного мышления.
Я не за одну из сторон конфликта, я — как житель и гражданин — против конфликта. Я за диалог и закон. Раз закон говорит нам, что это просто квартал как часть города, то и воспринимать стоит по закону, пока нет экспертиз, и ажиотажа быть не может, это же логично. Да лучше бы о «Сердце Ярославля» копья ломали, о том, почему на «стройке века» нарушают нормы и правила градостроительной деятельности, честное слово. Или усадьбе визитом помогли, делом, там всегда рады, и ей нужны ваша помощь и ваши эмоции, как и многим реальным памятникам архитектуры.