В Бутусовском парке началась расчистка территории под строительство трамвайного кольца. Уже спилено порядка двух десятков деревьев. Независимые эксперты считают, что делается это незаконно, однако органы, призванные защищать природу, не реагируют на происходящее.
Деревья в особо охраняемой природной зоне спилили в минувшие выходные. Ценность уничтоженных зеленых насаждений экологи пока не оценили, впрочем, и особого смысла в этом нет. Для заповедной зоны важен каждый кусочек живой земли и каждое растение. «Парк, он работает на очищение в том случае, пока не нарушена экосистема, – говорит лидер экологического движения «Зеленая ветвь» Лидия Байкова. – Когда, как от пирога, со всех сторон отщипывают по кусочку, это уже не экосистема, и она уже не работает. Теперь остается только снять табличку «памятник природы, охраняется государством».
Мэр Ярославля Евгений Урлашов в своем комментарии к произошедшему во главе угла ставит развитие транспортной инфраструктуры и отсылает к бывшему мэру, заложником действия которого он якобы является. «Дело в том, что Волончунас выдал земельный участок строящемуся банку на ул. Победы так, что банк захватил кусок нашей земли, где сейчас есть разворотный треугольник трамвая. История очень старая. Что делать в этой ситуации? Решать вопрос! Банк уже долго ждет нашего решения и согласился не судиться с нами. Суд мы явно не выиграем, а вот трамвай потерять можем. Потому остался только один выход. Деревьев в этот парк мы посадим еще больше в этом сезоне».
Эксперты же настаивают, что непродуманные шаги могут привести к серьезным проблемам, причем не только для экологии. «Они ставят не на то, чтобы деревья в парке сохранить, а на благоустройство: мощение, освещение, ограждение. Если поверхность земли закрыта, коэффициент стока ливневых вод близок к единице. То есть все осадки хлынут по склонам, поэтому наводнения у нас будут непрестанно», – уверена Лидия Байкова.
Чтобы оценить все возможные последствия от хозяйственной деятельности на территории памятника природы, законом предполагается проведение экологической экспертизы. Как утверждают общественные деятели из «Зеленой ветви» и Союза архитекторов, в этом случае экспертизы не было, как не было и адекватных общественных слушаний. Защитники парка обращались по этому поводу в природоохранную прокуратуру и департамент природопользования. По словам Лидии Байковой, в ответ они получили лишь отписки и обещание включить общественных наблюдателей в работу по проведению экологической экспертизы, если таковая вообще будет проводиться. Впрочем, спасти парк уже вряд ли удастся, власти явно не собираются сворачивать планы по строительству трамвайного кольца.