Очередное обещание мецената Виктора Тырышкина дополнить Успенский Собор звонницей или колокольней вызвало волну протеста у борцов за сохранение культурного наследия Ярославля. Они написали письма с требованием проследить соблюдение Закона при застройке самого ценного кусочка города сразу в два министерства.
Во время своего визита в Ярославль Виктор Тырышкин встретился с губернатором Сергеем Ястребовым. В ходе их диалога и выяснилось, что первый готов профинансировать давно запланированное строительство колокольни или звонницы рядом с новым Успенским собором, а слова последнего серьезно обеспокоили защитников старого Ярославля. «Звонница – это логичное сооружение для Стрелки, для всей исторической части города. Тот факт, что Ярославль включен в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО, накладывает на нас определенные обязательства. Поэтому нужно подготовить эскизы, провести их обсуждение с общественностью, с экспертами, – сказал Сергей Ястребов. – Я благодарен Виктору Тырышкину за то, что он делает для Ярославской земли. У нас есть взаимопонимание, и я с удовольствием окажу помощь в благих начинаниях».
Региональные власти намерены выставить на обсуждение проекты и звонницы (один из проектов – на фото №1), и колокольни (один из проектов – на фото №2). С такой постановкой вопроса не согласны градозащитники. Они настаивают на том, что ничего не должно быть построено рядом с собором, который и без звонницы портит историческую панораму и силуэт стрелки.
«Просим Вас обратить внимание и не допустить строительство колокольни Успенского собора высотой более 80 метров, что также отражено в Решении 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО по Ярославлю. Как альтернативу строительству колокольни, авторы проекта предлагают построить звонницу. Однако общественность города выражает обеспокоенность, что высота звонницы будет более 50 метров, что сопоставимо с высотой Успенского собора. На стрелке может появиться еще один огромный объект, который еще более усугубит ситуацию и исказит силуэт исторического центра Ярославля», – говорится в письмах, адресованных министру иностранных дел Сергею Лаврову и министру культуры Владимиру Мединскому и подписанных председателем Ярославского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВОО «ВООПИиК») Вячеславом Сафроновым, его заместителем, кандидатом исторических наук Николаем Дутовым и членом правления Ярославской организации Союза архитекторов России Ольгой Мазановой.
По словам Ольги Мазановой, на общественных обсуждениях должен ставиться вопрос не о том, что строить, а о том, строить ли вообще. Да и сами эти обсуждения имеет смысл проводить только после соответствующей правовой оценки: «Речь должна идти о соблюдении Закона об объектах культурного наследия и соблюдении международных обязательств России, согласно которым возможно только воссоздание колокольни в габаритах утраченной. Нельзя допустить того, чтобы появился объект, который будет усиливать негативное влияние собора».
В своих депешах защитники памятников просят обратить внимание на строительство не только колокольни или звонницы, но и гостиницы «Rusresorts». Авторы указывают, что все представленные на обсуждение проекты гостиницы в случае их реализации окажут негативное воздействие на городскую среду исторической части Ярославля. Свои доводы и в этом вопросе общественные деятели подкрепляют выводами экспертов ЮНЕСКО, которые также выразили озабоченность в связи с планами нового строительства на Стрелке и предостерегают власть от совершения очередной градостроительной ошибки.
«Несмотря на протесты общественности по поводу предполагаемого строительства гостиницы «Rusresorts», городу навязывают проект, который может оказать негативное воздействие на панораму Волжской набережной, силуэт и масштаб города, и в целом на характер застройки самой ценной для города территории бывшего Ярославского кремля. Просим проконтролировать радикальную переработку проекта гостиницы с соблюдением единственно возможного для этого места принципа – режима регенерации. Он подразумевает новое строительство, сомасштабное исторической среде, с сохранением исторического межевания квартала, плотности застройки, характера крыш и с ограничением применения современных строительных материалов, сохранение видимости исторических градостроительных доминант: церкви Николы Рубленого и Ильинско-Тихоновской и с созданием возможности для перспективного воссоздания утраченной церкви Иоанна Златоуста», – пишут министрам градозащитники.
Последние письма – далеко не первая попытка общественности привлечь федеральную власть к проблемам Ярославля. Как правило, решение вопросов даже всемирного наследия и масштаба центр отдает на откуп наместникам в регионах, однако защитники Ярославля все же надеются на положительный результат. «Писем написано много, и результат не всегда тот, который бы хотелось получить, – говорит Ольга Мазанова. – В этот раз мы ожидаем положительного эффекта, потому что письмо идет вслед за жестким решением последней сессии ЮНЕСКО и опирается на это решение. Я думаю, сейчас власти должны более внимательно отнестись к Ярославлю, так как в прошлом году город как объект всемирного культурного наследия чуть не попал в черный список «Наследие в опасности».
Какой бы реакции не добились градозащитники, они готовы приложить все усилия, чтобы не допустить повторения ошибок, повлекших за собой строительство Успенского собора. Сейчас они ждут ответов из Москвы и окончательных проектов новых строений, после этого станет понятно, в каком направлении двигаться. Что касается то ли колокольни, то ли звонницы, ее строительство должны предварять не только общественные слушания, но и археологические раскопки, так как почва на стрелке – это федеральный памятник. К раскопкам еще никто не приступал. Да и сами общественные слушания не означают согласования проекта или разрешения на строительство, а значит, есть еще время побороться. Впрочем, начать строить Успенский собор отсутствие разрешения не помешало.