В начале августа музей-заповедник «Ростовский кремль» ждет уникальное событие. В Год театра в рамках Международного фестиваля средневековой культуры «Ростовское действо» здесь поставят спектакль-фантазию по трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака. О том, как идет подготовка этого проекта, рассказал главный режиссер «Театра на Покровке» Геннадий Шапошников.
— Геннадий Викторович, расскажите о постановке. В чем ее уникальность и чья это идея?
— Это была наша идея с дирижером театра «Новая Опера» Дмитрием Волосниковым. Что-то похожее сейчас делаю в Санкт-Петербурге, это связано с «Пиковой дамой», но «Гамлет» в Ростовском кремле — для меня первый подобный опыт. Были драматические истории, «Гамлета» ставил в Иркутском театре, были у меня и оперные заходы, но так соединять одно с другим — никогда не получалось. Это особенная ткань. То, что придумывает дирижер Дмитрий Волосников. Это его идея: использовать музыку Амбруаза Тома, добавить туда музыку Шостаковича, Берлиоза, похожую по тону для нас, взять текст Шекспира в переводе Пастернака, — и соединить все в один спектакль — это прекрасно. Может, и были какие-то похожие варианты раньше, но в моей практике это первый раз. Мне это жутко интересно.
— Почему эта постановка называется спектакль-фантазия?
— Это сложно назвать как-то иначе. На репетициях, когда мы пробуем, читаем, поем, — получается очень органичное соединение. В этом есть новизна. Это наша фантазия, эмоции. Мы себе позволили такое соединение. Это фантазия даже с музыкальной точки и с точки зрения затеи.
— Кто из артистов задействован в спектакле?
— Наш Гамлет — Илья Лыков, артист театра «Современник». Гертруда — народная артистка России Юлия Рутберг, служит в театре Вахтангова. В спектакле участвуют солисты театра «Новая Опера», мои актеры «Театра на Покровке». Все непросто в организации, но, я думаю, это того стоит.
— Вы были в Ростовском кремле, уже представляете себе место, где будет сцена?
— Мы с Дмитрием Волосниковым несколько раз ездили в Ростовский кремль, смотрели площадку. Выбрали место, где это окажется грамотно для исполнения и удобно для зрителя. Ростовский кремль богат такими местами. Мне кажется, это будет любопытно. Мы задействуем всю галерею, которая там существует с XVII века. Понятно, что это кремль русский. Причем здесь Гамлет? Но когда стемнеет, эти стены обретают какой-то совершенно мистический оттенок. Мне кажется, на глазах у зрителей вырастет замок Эльсинор.
— «Гамлет» и Ростовский кремль атмосферно сочетаются?
— Практически полностью. Камни особым образом уложены. Здесь даже не сама история Гамлета, а сама древность оперы как вида искусства просматривается. Все соединяется здесь. Это не смелый эксперимент — это логическая акция.
— Возможно ли сделать этот спектакль репертуарным?
— Мы были на репетиции в «Новой Опере» — и почему-то эта мысль пришла в голову. Не знаю, как руководство театра к этому отнесется, но это было бы любопытно. Столько сил потратить и сделать одну историю… Здесь должно быть продолжение. Если у нас все получится — приложу свои усилия для того, чтобы это случилось.
Возрастное ограничение: 12+