Сегодня Заволжский суд Ярославля в особом порядке рассмотрел дело Сергея Ефремова. Бывшего замначальника оперативного отдела ИК-1 и его коллег обвиняют в избиении осуждённого Евегния Макарова. Сам Макаров на заседание не пришёл. Его интересы представляла адвокат Ирина Бирюкова.
— Жене сложно присутствовать на заседаниях после произошедшего в колонии, — сказала Бирюкова.
Ефремов уже был в зале суда, когда внутрь пустили прессу. Сидел спокойно за столом — суд смягчил для него меру пресечения и отправил под домашний арест. На вопросы отвечать отказывался.
— Заседание открытое, сейчас сами всё услышите, — отмахивался от журналистов бывший фсиновец.
Ещё во время суда по избранию меры пресечения было сказано, что Ефремов во всём сознался и готов сотрудничать со следствием.
— Ефремов во время предварительного следствия дал признательные показания, изобличил соучастников преступления и конкретизировал роль каждого из них, — сказал гособвинитель. — Предоставил видеозаписи применения силы в отношении других осуждённых.
Следствие установило, что 29 июня 2017 года вечером в ИК-1 Макаров обматерил сотрудников колонии, когда те во время досмотра камер уронили письмо от его мамы. За это Евгений Макаров и поплатился.
— ВРИО начальника колонии и его заместитель Михайлов и Николаев дали Яблокову распоряжение профилактического воздействия на Макарова и поручили снимать это на регистратор, — сказал прокурор.
Профилактика, которую устроили Макарову в колонии, вызывает ужас. На кадрах видео было видно, как мужчину бьют по пяткам, а он кричит от боли.
Сергей Ефремов в своём последнем слове сказал, что раскаивается. Прозвучало это так:
— То, что случилось, уже не вернуть. Сейчас, зная, какие последствия для меня, других сотрудников, у которых есть семьи, дети, я бы не дал ему четыре подзатыльника и другим не дал его трогать. Пусть бы он делал что угодно в камере.
Адвокат потерпевшего Макарова в искренности его слов засомневалась.
— Вы говорите, что раскаиваетесь. Вы пытались связаться со мной или Макаровым, чтобы принести извинения? — поинтересовалась Ирина Бирюкова
— Я находился в СИЗО, потом под домашним арестом, и по распоряжению суда не мог связываться с участниками дела, — ответил Ефремов. — То, что отражено в материалах следствия, — это на поверхности, но там не отражена причина — девиантное поведение Макарова с первого дня пребывания в ИК. Да он…
Столько фото, как сегодня, у меня не было за всю жизнь
Адвокат Ефремова чуть подтолкнул его, заставив замолчать.
— Эмоции перевесили разум. Как профессионал я не справился, вот уже 1,5 года несу за это ответственность, — выдохнув, сказал Ефремов.
Прокурор зачитал из материалов дела, какие порядки царили в колонии. Сотрудники должны были показать заключённым свою силу и сплочение — если осуждённый осмеливался нахамить одному из сотрудников, то били его потом все. Именно поэтому на скандальной записи не два-три, а больше десятка фсиновцев избивают Макарова.
— Это не было избиение Макарова, чтобы причинить ему боль, — зачитал прокурор слова Ефремова из показаний. — Это было сделано для того, чтобы заключённые боялись нарушать режим. Никто не причинял боли тем заключённым, которые не нарушали решим содержания в колонии.
Судья объявил перерыв.
— Это не просто избиение. Это пытки, намеренные пытки одного человека восемнадцатью сотрудниками, — считает Ирина Бирюкова. — Как вы сейчас слышали, это было сделано для устрашения других осуждённых, чтобы они не думали даже как-то перечить сотрудникам администрации.
В это время Ефремов в коридоре шутил со своим адвокатом:
— Столько фото, как сегодня, у меня не было за всю жизнь.
После перерыва прокурор потребовал для Ефремова пять лет лишения свободы.
Адвокат Макарова поддержала гособвинение.
— Отягчающим обстоятельством является то, что преступление было совершено большой группой, — сказала Бирюкова. — Кроме того, Ефремов мог остановить избиение, но не остановил, хотя был заместителем начальника оперативного отдела. Это характеризует подсудимого. Мы год пытались добиться возбуждения уголовного дела. Если подсудимый раскаивается, то почему он не пошёл с повинной, почему признался только после появления видео. Нам поступали извинения от других обвиняемых по этому уголовному делу, но Ефремов этого не сделал. На мой взгляд, подло, имея власть, использовать её для того, чтобы унизить, показать своё превосходство над теми, кто у тебя фактически в подчинении. За последние 1,5 года у нас нет обращений о избиениях от заключённых. Значит можно как-то без физической расправы обходиться.
Адвокат Ефремова попытался убедить суд в том, что такое наказание слишком суровое:
— Он помог раскрыть ряд преступлений, изобличить участников. За это гособвинение просит пять лет. Он выполнял указание руководства, разве была у него возможность отказаться и остановить всех остальных. Он несколько раз ударил ладошкой. Ладошкой.
Какое решение примет суд, станет известно завтра. Приговор Ефремову объявят в десять часов утра. Правозащитник Ирина Бирюкова считает это дело резонансным и важным для всей страны.
— На наш взгляд, это одно из значимых дел, именно оно послужило катализатором для того, чтобы в обществе заговорили об изменении и о реформировании всей системы ФСИН, прокуратуры и следствия, — сказала адвокат.
Скандал в Ярославле разразился, когда в СМИ попало видео о чудовищных пытках в колонии № 1 в Заволжском районе. На видео несколько сотрудников жестоко избивают заключённого Евгения Макарова — бьют его по пяткам палками, выкручивают руки. Видео вынесли на публику активисты правозащитного фонда «Общественный вердикт»*. После этого в колонии прошли проверки, Следственный комитет возбудил уголовное дело, 17 человек в колонии отстранили от работы, шесть человек задержали. Начали проверять и того самого следователя, который год назад после первой жалобы заключенного Макарова отказал в возбуждении уголовного дела.
* Признан иноагентом