
Архитектор высказался о перспективах туристического бизнеса в Ярославле
В Ярославской области активно развивается туристический бизнес. Инвесторы вкладываются в строительство новых заведений, гостиниц и баз отдыха. Сейчас подобные решения кажутся логичными: в стране активно развивается внутренний туризм, зарубежные поездки стали дорогостоящими и сложными в плане логистики. Но если ситуация изменится, будет ли получать прибыль бизнес в столице «Золотого кольца»?
Поговорили об этом с архитектором и предпринимателем из Ярославля Ильей Клягиным.
«Не все дойдут до финиша»
Илья Клягин рассказал: по его мнению, не все запланированные объекты в итоге будут построены. Причина: бюрократические проволочки и проблемы с согласованиями. Сам предприниматель тоже пытался открыть базу отдыха и рассказал, с какими проблемами столкнулся.
— Мы пытались сделать один из туристических объектов. Я получил субсидию. Но Министерство лесного хозяйство Ярославской области запретило это делать. Когда-то в 2010 году была допущена кадастровая ошибка. Включили существующую на тот момент базу отдыха в памятник природы. И таких объектов, кстати, очень много по Ярославской области. Признать ошибку они не могут, несмотря на то, что я получил субсидию от Минэкономразвития на строительство модульных и капитальных средств сгущения. Все это шло через областное правительство и Министерство туризма, но мы не смогли никак договориться и продвинуть этот проект, — рассказал Илья Клягин.
В итоге предпринимателю пришлось вернуть субсидию и временно закрыть проект.

Я понимаю, что анонсировано достаточно много проектов. Но, думаю, что не все в конечном итоге дойдут до финиша с учетом наших нюансов. Там масса всяких моментов. Некоторые просто поймут, что на сегодняшний день уже смысла нет [завершать проект]
Государство поддерживает туристический бизнес
Одна из причин, по которой инвесторы активно берутся за создание туристических объектов — активная поддержка государства. Бизнесменам готовы предоставлять субсидии и всячески поощрять подобные начинания. Но с этим, периодически, возникают проблемы.
— К сожалению, на местах это тормозится. Например, когда речь идет об объектах культурного наследия. У меня товарищ купил памятник архитектуры, начал реставрировать. Одно только проектирование у него заняло пять лет, — рассказал предприниматель. — Сам процесс реставрации тоже затянется года на два. С точки зрения памятников архитектуры политика государства довольно сложная. Бизнесу этим заниматься не очень выгодно.
«У нас выгодная локация»
Логично предположить, что особо активно внутренний туризм в Ярославской области стал развиваться, когда возникли сложности с зарубежным отдыхом. Вместо дорогостоящих перелетов в другие страны люди предпочитают путешествовать внутри России. Но, если поездки за границу станут более доступными, не пострадает ли от этого внутренний туризм?
— Мне кажется, у нас выгодная локация. Официально мы — столица Золотого кольца России. Учитывая движение государства в сторону развития этой сферы, я думаю, что здесь будет все хорошо, — рассказал Илья Клягин.
Также по мнению предпринимателя не стоит переживать по поводу того, что люди вновь могут начать летать за границу. На смену им придут туристы из других стран.
— Как откроются границы в ту сторону, так они откроются и в другую сторону. Соответственно, опять будут приезжать зарубежные туристы. На сегодняшний момент их в принципе нет. Вы даже можете почувствовать это, пройдясь летом по Ярославлю. В то время как до пандемии бродили толпы китайцев и европейцев.

Туризм — это тренд последних десятков лет в мире, не только в России. Поэтому я думаю, что отток российских потребителей частично компенсируется притоком иностранных, особенно, допустим, китайских.
— Просто потому, что в Китае много людей. В Индии, извините меня. Они тоже постепенно начнут ездить и смотреть мир. Тут надо, скорее, искать точки интересов в Ярославской области, если говорить о нашем регионе.
«Это беспроигрышный вариант»
Илья Клягин считает, что в Ярославской области недостаточно развит загородный туризм. По его словам, появляются в основном небольшие объекты на 20-30 номеров.
— В действительности они кардинально не меняют ситуацию. Не так, что за год в два раза увеличилось количество номеров. Поэтому, мне кажется, здесь в любом случае это беспроигрышный вариант. Понятно, что при капитальном строительстве растут затраты. И туристические объекты в принципе не могут окупаться за 2-3 года, — рассказал предприниматель.
В то же время с учетом высокой ключевой ставки Центробанка в 21% бизнесмены сейчас стараются искать варианты с наиболее высокой доходностью.

Ищут 30-50% окупаемости. А туристический объект — это более долгосрочное вложение.
Илья Клягин считает, что предприниматели могут действовать двумя методами: открывать новые объекты в местах, где уже налажен туристический поток, или же делать такие места, которые сами станут точкой притяжения туристов. Искать свою «изюминку».
— Надо искать правильную концепцию. Допустим, Большесельский район. Если смотреть по статистике, там ноль объектов размещения. Восемь номеров, условно говоря. А так один мотель на весь район, — рассказал Илья Клягин.
Но у такого подхода тоже есть свои нюансы. Например, предприниматели могут столкнуться со сложностями из-за охраны памятников природы. А таких участков в Ярославской области, по словам архитектора, очень много.
— Если сделать жемчужину в глухой локации, это тоже может быть конкурентным
преимуществом. Тут уже вопрос чем зацепить потребителя. Это связано в последствии с маркетингом, с точки зрения баланса окупаемости, количества номеров и так далее, — пояснил предприниматель.