Двести или сто лет назад все продукты питания были натуральными и органическими — наши предки выращивали овощи и фрукты на чистой земле, не знающей химических удобрений или инсектицидов, коров не кормили антибиотиками и гормонами роста. Сегодня, приходя в магазин, покупателю сложно разобраться в том, какой продукт — натуральный и полезный для здоровья, а какой будет пустым переводом денег. Жителям Ярославской области в этом отношении повезло — в нашем регионе созданы и активно развиваются хозяйства и предприятия, производящие не только натуральную качественную продукцию, но еще и настоящую и честную organic food. Для того чтобы показать, как производятся натуральные продукты, сколько усилий и средств вложено в то, чтобы наладить современное хозяйство, опирающееся на традиции прошлого, ПАО Сбербанк устроил экскурсию для журналистов на предприятия компании «АгриВолга».
«АгриВолга» — один из российских лидеров по производству органической продукции. Холдинг создан в 2007 году, его предприятия и хозяйства располагаются в городе Угличе Ярославской области. Теперь в холдинг также входят Угличский сыродельно-молочный завод и Даниловский маслосырзавод.
Молоко и сыр, как в детстве
История сыра и Углича неразрывно связана — здесь в 30-х годах XX столетия была создана первая в стране государственная лаборатория сыроделия, а в 1944-м основан Всероссийский научно-исследовательский институт сыроделия и маслоделия. В 1935 году началось строительство Угличского сыродельного завода, который стал опытной базой Академии сельскохозяйственных наук. В 70-х годах завод перерабатывал 150 тонн молока в сутки и производил около 15 тонн сыра в сутки — сегодня он находится в рабочем состоянии и продолжает производить сыры и молочную продукцию. Но за 50 лет оборудование порядком износилось и морально устарело — завод работает всего лишь на 10–20% от своей мощности. Год назад завод был приобретен холдингом «АгриВолга», и с того момента началась поэтапная модернизация гиганта советской молочной промышленности.
— Сейчас завод выпускает от 1 до 5 тонн в сутки. Мы поэтапно, цех за цехом проводим ремонт, меняем канализацию, делаем новый пол, новые стены и потолки, устанавливаем новое оборудование и через несколько месяцев мы будем в состоянии начать выпуск кисломолочной продукции, молока, творога, сметаны в нормальных объемах. Наш завод продолжит выпускать натуральные продукты без добавок и растительных жиров. Мы хотим возродить те сыры, которые выпускались 50 лет назад, а потом были забыты: например, сыры «Ярославский» и «Угличский», также сделать сыр «Российский», вкус которого знают все с детства, — рассказал директор угличского завода Сергей Ключников.
Модернизация завода осуществляется при участии Сбербанка и Минсельхоза, сумма кредитных средств для реализации первого этапа составила около 800 миллионов рублей. Кредит выдан на 15 лет. Сам бюджет первого этапа составляет 998 миллионов рублей. В настоящий момент идет согласование второго этапа инвестиционной программы — модернизация цехов по производству натуральных сычужных сыров и переработке сыворотки. Завершение модернизации завода планируется в 2020 году.
— Наше сотрудничество со Сбербанком началось с момента создания холдинга и продолжается более 10 лет. В 2018 году мы вступили в еще более активное и тесное сотрудничество в рамках кредитования нашего проекта по модернизации Угличского сыродельно-молочного завода. В 2019 году холдинг «АгриВолга» продолжит модернизировать предприятие в отношении сырной части производства, что позволит выпускать еще более качественную натуральную молочную продукцию в больших объемах. Общий объем инвестиций, который предполагается вложить в этот проект, составит более 1,8 миллиарда рублей. Мы выражаем благодарность Сбербанку за помощь и возможность дальнейшего развития и реализации наших планов, — отметил президент компании «Агри Волга» Андрей Молев.
Напомним, что в 2017 году было подписано соглашение с губернатором Ярославской области о создании сырного кластера, и работа по модернизации угличского завода ведется в рамках этого кластера.
— За 2018 год количество предприятий среднего и крупного бизнеса, сотрудничающих со Сбербанком РФ на территории Ярославской области, увеличилось на 10 процентов и составило 1350 организаций, объем финансирования предприятий крупного и среднего бизнеса в прошлом году составил 21 миллиард рублей. Средства пошли на расширение и модернизацию производства и строительство новых объектов. Программа, которую реализует Сбербанк совместно с Минсельхозом по льготному кредитованию, показала большой успех в 2018 году. Выдано уже более 7,2 миллиарда рублей, — рассказал Виктор Абидин, начальник управления продаж корпоративным клиентам ярославского отделения ПАО Сбербанк.
— Основа успеха — это команда группы компаний во главе с идейным вдохновителем органического производства, председателем совета директоров группы компаний «АгриВолга» Сергеем Бачиным, президентом компании «АгриВолга» Андреем Молевым и директором Угличского сыродельно-молочного завода Сергеем Ключниковым. Нам очень приятно общаться и перенимать опыт передового руководства успешным проектом. Вы вносите большой вклад в развитие региона в части создания таких правильных и вкусных продуктов, — рассказал Виктор Абидин.
Что у коровы на языке — то и в молоке
Многие из нас видели молочные и мясные продукты со значком organic food, далеко не каждый покупатель может ответить — что это такое и что кроется за этой надписью? Об этом журналистам рассказали во время экскурсии по двум другим предприятиям холдинга «АгриВолга»: на ЗППС «Ростовцево» и органической молочно-товарной ферме «Головино».
Органик-фуд начинается с поля. Пастбища, где пасется скот и где выращиваются культуры, которыми потом кормят животных, не обрабатываются химией, а плодородность почвы поддерживается путем внесения органических удобрений. В пищу животные получают только натуральный растительный корм, выращенный на свой же ферме.
На ферме «Головино» содержится крупный рогатый скот ярославской и джерсейской пород, а также 237 голов абердин-ангусской породы. Все животные растут и живут в условиях, максимально приближенных к природным, — не на привязи и не в клетке. Дойка молочных коров производится без участия человека — буренки сами решают, когда им доиться, и отправляются к роботам-доярам.
В процессе сбора молока робот сразу проводит его бактериологический анализ. При малейших отклонениях сырье отбраковывается. Собранное от коровы молоко не хранится, а сразу поступает в производство — проходит процессы низкотемпературной пастеризации, разлив, и в тот же день оно поступает на полки магазинов. На предприятии есть свои лаборатории — микробиологическая и химическая, где экстренно проводятся все необходимые анализы, чтобы в производство поступало сырье высочайшего качества.
Основными направлениями деятельности «АгриВолга» являются производство и продажа органического молока, кисломолочных продуктов, мяса и овощей, племенная работа по разведению крупного рогатого скота мясных и молочных пород, мелкого рогатого скота и свиней. Торговые марки — «Углече Поле», «Из Углича», «Углицкие колбасы».
Высококачественное органическое мясо «Углече Поле», а также полуфабрикаты, колбасные изделия и деликатесы производят на заводе «Ростовцево». Он оснащен современным оборудованием австрийского производства Schaller. Во время экскурсии на завод журналистам показали, как производится органическое мясо, а также из чего делают натуральные колбасы. В каждом из помещений завода: будь то цех или холодильник, где хранится уже упакованное мясо, — очень чисто, а все процессы по производству и упаковке продукции находятся под строгим технологическим контролем.
— Мы раньше не понимали отличия органических и неорганических продуктов. С момента начала сотрудничества с «АгриВолга» мы это все распробовали и разобрались. Продукция пользуется большим спросом среди наших сотрудников, — добавил Виктор Абидин.
ПАО Сбербанк