По данным опросов, в этом году каждый десятый россиянин планирует путешествие в новогодние каникулы. Наиболее популярны двух-трехдневные экскурсионные туры. Примерно 30 процентов путешественников полетят в жаркие страны.
Удовольствие перенестись из слякотной в этом году зимы в теплое лето, понежиться на пляже, покупаться в ласковом море в наши дни стало относительно доступным, по крайней мере представителям среднего класса. Путевки и авиабилеты на популярные направления распроданы уже давно, чартерные рейсы наполнены под завязку. К концу следующей недели многие уже начнут паковать чемоданы. Самое время подумать о том, какие меры стоит принять, чтобы удовольствие от отдыха было полным.
Что страхуем
Все, хоть раз побывавшие за рубежом на отдыхе, знают, что обязательным приложением к путевке является медицинская страховка. Как правило, она входит в пакет, то есть выдается вместе с распечаткой электронного авиабилета, ваучера на проживание и визой.
«Туристы никогда не интересуются, какая компания их страхует, что входит в страховку, каков порядок предоставления услуг, – рассказывает менеджер турагентства Ирина Константинова. – Обычно просто проверяют наличие документов и все. Про другие виды страховок туристы просто не знают, а предложения оформить дополнительные виды страхования воспринимают как попытку выманить из них лишние деньги за путевку».
Между тем существует еще несколько видов страхования, которые могут оказаться нелишними в путешествии. Например, можно застраховать свой багаж. Не секрет, что багаж теряют, портят, из него пропадают вещи и ценности. Особенно актуально страхование багажа, если перелетов несколько или добираться до места приходится с пересадкой. Некоторые авиакомпании по умолчанию включают в стоимость билета страхование багажа. Правда, это касается, как правило, крупных перевозчиков и регулярных перелетов. На недорогих чартерных рейсах такая услуга не предусмотрена.
Актуальна и страховка от невыезда. Ее стоимость обычно не превышает три-четыре процента от стоимости тура. Если обстоятельства не позволят вам выехать по заранее купленной путевке на отдых, страховая компания вернет потерянные деньги. Полноценного увлекательного отдыха они, конечно, не заменят, но будет не так обидно.
«Обычно мы рекомендуем оформить такую страховку в двух случаях, когда тур оплачивается заранее, например за полгода или за несколько месяцев до начала, также тогда, когда по разным причинам есть риск не получить визу той страны, куда турист хочет поехать», – говорит Ирина Константинова.
Есть и специфические виды страховок. Например, можно застраховать дорогостоящее горнолыжное или дайверское оборудование. Некоторые компании предлагают специальные виды страхования товаров, купленных на предновогодних и рождественских распродажах.
Как страхуем
Страхование бывает сервисное и компенсационное. В первую очередь это касается медицинского страхования. При компенсационном все расходы по оказанию помощи берет на себя сам путешественник, а затем страховая компания их возмещает. Поэтому важно сохранить все чеки, квитанции и другие платежные документы. При сервисном страховании, как правило, в стране пребывания есть представитель страховой компании, с которым нужно связаться в первую очередь. Он и должен подсказать, что делать, куда обращаться. При этом все медицинские услуги будут оказаны бесплатно, счет врач или медицинский центр выставят страховщику.
Как получить страховку
Когда едешь в путешествие, случиться может всякое. От болезней, травм и других случайностей никто не застрахован.
Еще до выезда стоит поинтересоваться тем, какая у вас страховка, сервисная или компенсационная. Если она компенсационная, узнайте, какие платежные документы примет страховщик, а какие нет, как они должны быть оформлены. Если страховка сервисная, нужно знать, услуги каких медицинских центров оплачиваются и в каком размере. Разумеется, вы должны знать, как связаться с ближайшим представительством страховой компании.
Нужно запросить список услуг, которые входят в страховку, и, конечно, нужно знать размер покрытия вашего полиса.
Если страховой случай произошел, нужно срочно связаться с представителем страховой компании, а если его нет, поставить в известность о случившемся представителя туроператора или представителя принимающей стороны. Как правило, они знают, как грамотно помочь в этой ситуации, и смогут впоследствии подтвердить, что страховой случай имел место.
Нужно знать, что страховая компания ничего не выплатит, если вы были в состоянии алкогольного опьянения, купались или катались на лыжах в неположенном месте, не соблюдали рекомендации отеля, местных органов власти, врачей и так далее.