Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента дорожного хозяйства Ярославской области. Как следует из материалов дела, областные чиновники, пользуясь своим служебным положением, фактически способствовали победе одного из кандидатов. А ведь было за что побороться – на кону оказались ни много ни мало два миллиарда рублей.
Перед проведением аукциона, на котором разыгрывался контракт на содержание и ремонт дорог, в департаменте состоялось совещание с участием представителей подчиненных ему государственных унитарных предприятий. На этом совещании должностные лица департамента и Ярославской областной дорожной службы велели всем ГУПам снижать цену на аукционе не более, чем на полпроцента. В результате региональные автодоры остались в проигрыше, а выиграло конкурс коммерческое предприятие «Автодор», учредителем которой является Вагинат Погосян.
Эта компания и раньше почти монопольно владела контрактами на ремонт дорог в крае, что вызывало немало претензий. Еще больше их стало после целого ряда скандалов, связанных с тем, что содержание и ремонт полотна стоили дорого, но производились весьма и весьма некачественно. Но, как видно, департаменту дорожного хозяйства приятнее наступать на собственные грабли.
«В отрасли практически отсутствует конкуренция, – считает член общественной палаты, председатель региональной общественной организации «Ярославский союз автомобилистов» Сергей Терехин. – В качестве примера могу сказать, что в Ярославле практически все дорожно-строительные и ремонтные работы ведут всего два подрядчика. Поэтому мы имеем столь низкое качество и столь высокие цены в отрасли, а существующая система контроля работает недостаточно эффективно».
Проблема дорог в Ярославской области – одна из самых острых. Во многих населенных пунктах, в том числе и в областном центре, до 80 процентов полотна не отвечает стандартам безопасности. Автомобилисты бьют машины, а рядовые ярославцы обращаются в правоохранительные органы с жалобами на то, что плохое состояние дорог становится причиной ДТП. Постановления, обязывающие отремонтировать тот или иной участок в областном центре, прокуратура выносит с завидной регулярностью.
«Кардинально решить проблему может только создание конкурентной среды, – продолжает Сергей Терехин. – Здоровая конкуренция многое поставит на свои места не командными, а рыночными методами, что гораздо надежнее. Чтобы такая конкурентная среда появилась, надо создавать новые предприятия. Не реанимировать старые, а именно создавать новые, с самого начала отвечающие современным стандартам по уровню оборудования, технологий, кадрового состава и так далее».
Ближайшее заседание УФАС, на котором будет рассмотрено «дело Автодора», состоится уже в апреле. Параллельно с антимонопольщиками расследование ведет следственный комитет. По словам старшего помощника руководителя СУ СКР по Ярославской области Кристины Гузовской, нарушения, допущенные ходе аукциона, для проигравших предприятий имели достаточно тяжелые последствия. Кроме того, неплохо бы разобраться, с чего бы это у областного департамента такая любовь к коммерческой организации.