С 1 января 2013 года в России вступает в действие новый закон о бухгалтерском учете. Изменения, которые в нем заложены, коснутся не только финансистов, но и руководителей предприятий, топ-менеджеров и владельцев бизнеса. О том, чего им ждать от нового порядка ведения бухучета, каких «подводных камней» опасаться, рассказывает генеральный директор консалтинговой группы «КонсалтФинансАудит» Светлана Дегтярева.
– Светлана Львовна, итак, какие главные изменения ждут участников предпринимательской деятельности с нового года?
– Наверное, главное изменение в том, что теперь все предприятия любых форм собственности, за исключением только индивидуальных предпринимателей, будут вести бухгалтерский учет. В том числе речь идет и о тех организациях, которые в силу избранной ими системы налогообложения были освобождены от этой обязанности. Еще одна особенность – ужесточена ответственность как бухгалтеров, так и предпринимателей за различные нарушения. Точнее будет сказать, она более четко обозначена в законе, более четко разделены зоны этой ответственности. И это должно изменить роль главного бухгалтера на предприятии и его взаимоотношения с руководителем.
– Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
– Например, в законе сказано, что за экономическую деятельность предприятия несет ответственность как руководитель, так и главный бухгалтер. Бывает так: директор подписывает контракт, проводит ту или иную сделку, а главный бухгалтер узнает об этом уже по факту. И выясняется, что нет каких-либо документов, либо сам договор оформлен таким образом, что попадает под дополнительные выплаты. В идеале должно быть так. Любая сделка, прежде, чем она будет документально оформлена, должна оцениваться главным бухгалтером и экономистом. Это позволит избежать налоговых и иных рисков. Хороший бухгалтер вообще может и должен уберечь владельца бизнеса от невыгодных сделок. В законе о бухучете четко сказано, что за экономическую выгоду отвечает главбух и директор. Разумеется, при этом главный бухгалтер должен обладать высокой квалификацией.
– Многие предприниматели жалуются, что не могут найти хорошего финансиста. Это действительно проблема?
– К сожалению, да. Более того, за последнее время наши аудиторы все чаще сталкиваются с прямым воровством денежных средств со счетов предприятий бухгалтерскими работниками. Нам даже приходилось обращаться в правоохранительные органы. Это уж совсем странно, ведь задача бухгалтера как раз способствовать сохранению и приумножению тех самых денежных средств. Но, конечно, в большинстве своем это честные люди, но их профессиональные знания уже не соответствуют требованиям времени. В 90-е годы, когда среди царила безработица, особенно среди людей, имеющих высщее образование, многие закончили бухгалтерские курсы и стали работать. Тогда наша специальность была очень востребована, впрочем, как и сейчас. Сегодня знаний, полученных на курсах, уже не хватает. Часто в том, что у финансистов низкая квалификация, виноваты сами руководители. Законодательство постоянно меняется, а они экономят на семинарах, курсах повышения квалификации, обучающих программах и так далее.
– И все же, как найти хорошего бухгалтера?
– Самый верный способ – по рекомендации. Ни хороший послужной список, ни диплом не дают никаких гарантий в профессионализме и порядочности человека. Хотя на образование я бы все же обращала внимание. Сейчас много коммерческих вузов, как правило, все они имеют экономические факультеты, но не дают никаких реальных знаний. Это все равно что покупать диплом за деньги только с рассрочкой на пять лет.
– Вы консультируете компании, бываете на аудиторских проверках, подскажите нашим читателям, ведущим предпринимательскую деятельность, каких «подводных камней» им стоит избегать?
– Так сказать довольно сложно. Как правило, «горят» на мелочах или на незнании тех норм и положений, которые кажутся привычными, не вызывающими сомнений. Например, предприятие, работающее по упрощенной системе налогообложения, открыло филиал или представительство в соседней области. Оба предприятия работают, исправно платят налоги, не задумываясь о том, что теперь применение так называемой упрощенки стало незаконным и надо переходить на другую систему уплаты налогов и соответствующим образом отражать это в бухгалтерском учете. Или вот, к примеру, поощрил руководитель своего работника или организовал бесплатные обеды для персонала. Замечательно. Но оказывается, у предприятия нет прибыли, а значит, нет фонда, из которого такие мероприятия могут финансироваться. И при проверке налоговые органы точно будут иметь претензии к этому предприятию. Таких примеров можно привести очень много.
– Сейчас многие предприятия пользуются услугами консультантов и аудиторов. На что обратить внимание при выборе аудиторской компании?
– Прежде всего, на глубину проверки. Когда наши аудиторы приходят в компанию, они смотрят не только непосредственно бухгалтерские документы, но и соблюдение трудового законодательства, Гражданского кодекса, даже информационную безопасность. Вот принес сотрудник флэшку с собой или посетил не тот сайт, и заразил всю компьютерную сеть организации. Это может повлечь за собой серьезные расходы. Кто за это отвечает?! В организации подобная ответственность должна лежать на ком-то из соответствующих сотрудников. Как правильно в таком случае списать затраты на расходы? Это уже налоговый вопрос. Таким образом, на предприятии все взаимосвязано, есть особенности технологических процессов, построения бизнеса, взаимоотношений с партнерами и головной организацией, сезонные факторы, – все это отражается на финансовой деятельности предприятия, а значит, должно учитываться при проверке.
– Что вы посоветуете предпринимателям в связи с вступлением нового закона о бухгалтерском учете?
– Прочитать внимательно этот закон. И вообще внимательнее читать законы, не надеясь на то, что вроде и так все понятно и очевидно. Опыт показывает, что если внимательно изучать законодательство, следить за последними его изменениями, хотя бы по Интернету, можно избежать многих рисков.