Как один из главных драйверов роста экономики края губернатор Ярославской области Сергей Ястребов выделяет развитие туристического кластера. О том, какова сегодня ситуация с въездным туризмом, какие проблемы мешают отрасли расти более динамично, рассказывает генеральный директор одного из крупнейших принимающих туроператоров области, компании «Волга-тур» Юлия Скороходова.
– Юлия Вячеславовна, по официальным данным, турпоток в Ярославскую область и Золотое кольцо стабильно растет из года в год.
– Это не так. Видение ситуации профессионалами рынка и экспертами кардинально расходится с официальным. Начиная с 2008 года мы ощущаем падение количества туристов, приезжающих к нам. Здесь надо пояснить. Безусловно, речь идет об организованных туристах. Подсчитать всех приезжих, например, тех, кто посетил родственников или прибыл по делам, не представляется возможным. Отдельной строкой можно выделить круизных туристов. Они, конечно, тоже важны, но области они наименее интересны. В городе они находятся всего несколько часов, как правило, ограничиваются обзорной экскурсией по центру да покупкой пары сувениров. А вот ночующих групп, как российских, так и иностранных, которые оставляют в регионе деньги, стало меньше.
– И в чем, на ваш взгляд, причина такого падения?
– Конечно, поводом стал кризис, но причина гораздо глубже. Она в соотношении цена–качество, которое на всем Золотом кольце и в нашей области, в частности, не выдерживает никакой критики. Двух-трехдневный тур по цене немного дороже путешествия в такие страны как Венгрия, Чехия, Турция и Египет. Но там, помимо красот природы и памятников архитектуры, есть превосходный сервис, разного рода развлечения и так далее. В Ярославле набор таких «фишек» крайне ограничен, а далеко не все экскурсанты готовы целыми днями ходить по храмам и музеям. Нельзя забывать, что люди едут в подобные путешествия, чтобы отдохнуть.
– Проблема пресловутого российского сервиса по-прежнему актуальна? Ведь об этом говорится много лет и вроде бы большинство компаний прикладывают усилия, чтобы ее решить.
– Безусловно, с этим стало лучше. Например, после появления в Ярославле двух новых гостиниц мы, наконец, ощутили, что конкуренция реально стала влиять и на стоимость, и на качество гостиничных услуг. Но вот недавно один наш турист написал в отзыве: «гостиница не понравилась. Тут никогда не улыбаются на ресепшне». А уж с шоферами автобусов, официантами вообще беда. Научить всех улыбаться, быть доброжелательными, расположенными к гостям города, готовыми в любой момент помочь им решить любую проблему – пока не получается. И этим Россия отличается от большинства туристических стран.
– А как обстоят дела с деловым туризмом?
– Здесь мы возлагаем большие надежды на создание Конвенш-бюро. Это некоммерческое партнерство, объединяющее компании, занятые в индустрии конгресс-туризма: гостиницы, транспорт, рестораны, организаторы конференций. Функций у нее довольно много: от консультаций заказчиков конференций до привлечения крупных мероприятий, конгрессов, конференций, фестивалей в Ярославль.
– Это интересный опыт. Расскажите о нем подробнее.
– Конвеншн-бюро существуют во многих странах мира. В нашей стране оно хорошо зарекомендовало себя в Екатеринбурге. В туристической отрасли задействовано очень много различных организаций. От их взаимодействия зависит качество конечного туристического продукта, который мы, собственно, и предлагаем нашим клиентам. Члены Конвеншн-бюро, с одной стороны, смогут обеспечить единые стандарты предоставления услуг, с другой – получить в рамках взаимодействия дополнительные заказы.
Конференции, выставки – все это приносит немалую прибыль не только компаниям, организующим эти мероприятия, но и гостиницам, транспортным компаниям, ресторанам, да и области в целом. По статистике, конгрессный турист «стоит» в три раза дороже, чем обычный организованный. Кроме того, он гораздо охотнее оставляет деньги, ведь его пребывание оплачено компанией-работодателем.
– Но такие мероприятия обычно принято проводить в Москве или за границей...
– Тенденции нынешнего развития конгрессного туризма говорят об обратном. Ярославлю повезло, у него есть все преимущества для развития делового туризма. Всего четыре часа от Москвы, отличное транспортное сообщение, в дополнение к деловой программе есть что посмотреть. Но пока деловой туризм находится у нас в зачаточном состоянии и не приносит даже половины тех прибылей, что мог бы приносить. Во-первых, не хватает залов, где можно собрать большое количество гостей, современных площадок, где можно организовать выставку и так далее. Во-вторых, нет ресторанов и банкетных площадок на большое число гостей. В этом смысле мы возлагаем большие надежды на новый Концертно-зрелищный центр. А самое главное – отсутствует PR, продвижение региона на рынке конгресс-услуг. Это также будет одной из главных функций Коненшн-бюро.
– Таким образом, насколько я понимаю, в вашем Коненшн-бюро объединятся предприятия малого и среднего бизнеса из различных отраслей, и вы вправе рассчитывать на поддержку властей.
– Туризм – вообще такая отрасль, которая дает работу многим предприятиям малого бизнеса, например, поддерживает народные промыслы, ведь экскурсанты, особенно, иностранцы, охотно покупают подобные сувениры. Что касается поддержки властей, то, конечно, она нам не помешает. В правительстве Ярославской области много говорят о развитии туристического кластера и его важности для экономики области.
Но пока делается для этого крайне недостаточно. Малый бизнес в нашей стране достаточно закален, и в принципе на помощь властей рассчитывает не особо. Но вот то, чем реально должны помочь власти, – это раскрутка бренда Ярославской области.
Я много бываю на профильных выставках. Обидно, когда на выставке в Лондоне есть стенд Москвы, Питера, Новгорода и совсем не представлен Ярославль. Ни один туроператор Ярославля, ни одно предприятие, работающее на прием туристов, не имеет возможности раскручивать бренд Золотого кольца на всероссийском и тем более мировом уровне. Это забота властей. У нас есть все составляющие, чтобы к нам поехали гости со всего мира: культурное наследие, памятники архитектуры, природа, национальные традиции, кухня. Но пока туристы об этом не знают, они к нам не поедут. Так что в смысле поддержки малого бизнеса и развития туристического кластера нужно от слов переходить к делу.