В правительстве Российской Федерации готовится законопроект о преимущественной приватизации помещений для малого бизнеса. В ближайшее время профильные министерства намерены внести его в Госдуму. О необходимости принятия такого закона говорят уже несколько лет. В некоторых областях и для некоторых предпринимателей он уже работает. Задача состоит в том, чтобы он заработал для всех.
Суть законопроекта в том, что если некое малое предприятие арендует у муниципалитета или муниципального предприятия помещение более двух лет, оно может воспользоваться правом преимущественного выкупа этого помещения. Дело в том, что именно аренда составляет львиную долю расходов практически любой организации. И сэкономить на этой статье получается далеко не всегда. В Ярославской области подавляющее число предприятий, относящихся к сегменту малого бизнеса, работает в сфере торговли и услуг. Для них «проходное» место жизненно необходимо для успешного ведения бизнеса. А цены на аренду в проходных местах соответствующие. При этом муниципальные власти, поначалу сдающие свои помещения несколько дешевле, чем владельцы коммерческой недвижимости, в последние годы научились зарабатывать на аренде не хуже частников.
Собственно, процесс выкупа муниципальных помещений в Ярославле уже идет, но, как и в других областях, со скрипом. На старый фонд, требующий капитального ремонта и капитальных же вложений, трудно найти не только покупателя, но и арендатора. Но есть немало «лакомых кусочков» в центре таких крупных городов, как Рыбинск и Ярославль, которые и снять, и купить не так-то просто.
Главное нововведение рассматриваемого законопроекта – теперь власти не смогут отказать арендатору в выкупе. Авторы исходят из того, что если за два года помещение не понадобилось, значит оно властям не нужно и его можно продать.
Однако вопросов по новому закону пока больше, чем ответов. И главный – вопрос цены.
«Понятно, что недвижимость будет продаваться по коммерческим расценкам, – говорит предприниматель Андрей Меньшиков. – Но обязательно должна быть прописана законодательно методика расчета этих цен. Иначе именно стоимость может стать орудием в руках властей для перераспределения наиболее привлекательной недвижимости между своими да нашими».
Еще один вопрос – вопрос кредитов. Мало того, что ставки в коммерческих банках продолжают оставаться высокими, зачастую получить его для предприятий малого бизнеса представляется неразрешимой проблемой. В случае с выкупом помещений речь может идти о своеобразной коммерческой ипотеке, то есть залогом по кредиту может выступать как раз выкупаемая площадь.
Есть у Ярославля и специфические проблемы. Многие помещения, принадлежащие муниципалитету или муниципальным предприятиям, находятся в исторической части города и\или представляют собой историческую и культурную ценность. Понятно, что продажа таких зданий, а они могут, вероятно, исходя из состава арендаторов, продаваться как целиком, так и по частям, должна сопровождаться непременным условием сохранения исторического облика памятников старины.
«Это очень важный вопрос, – считает краевед-любитель Ирина Абамова. – Уже сейчас город утратил немалую часть уникальных памятников архитектуры, истории и культуры из-за обыкновенной бесхозяйственности тех, кто эти здания эксплуатировал. В дальнейшем подобного просто нельзя допустить, а значит необходимо жестко прописать в законе обязанность и ответственность тех, кто эти здания будет эксплуатировать. При продаже таких зданий в договоре должны быть оговорены и необходимость сохранения исторического облика, и сроки реставрации, и источники необходимых финансовых вложений для поддержания зданий в надлежащем состоянии».
В общем, новый закон, который принимать будет новая же дума может стать лакмусовой бумажкой, которая проявит, насколько он станет реальной поддержкой малому бизнесу, за развитие которого так ратовали все политические силы в пылу предвыборной борьбы.