На совместном пленарном заседании члены Общественной палаты Ярославской области и Общественной палаты Ярославля рассмотрели проблему убыточности пригородных железнодорожных перевозок и внесли ряд предложений для ее решения.
Ярославская область традиционно является самой крупной территорией транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом Северной железной дороги. В прошлом году, например, в нашем регионе пригородными поездами воспользовались пять миллионов пассажиров, а это более трети общего количества по Северной железной дороге.
Пригородные железнодорожные перевозки социально значимы, но убыточны. Для обеспечения безубыточности железнодорожного пригородного сообщения необходимо привести в жизнь систему мер, в том числе и законодательных. Это в очередной раз было подчеркнуто на заседании двух Общественных палат. При этом электричками пользуются многие ярославцы, имеющие различные льготы, а финансируются такие перевозки зачастую по остаточному признаку.
«Неполное финансовое обеспечение законодательно гарантированных льгот по провозной плате в пригородном сообщении вынуждает предприятия железнодорожного транспорта снижать собственные издержки, часто в ущерб качеству оказываемых услуг. Убыточность перевозок является сдерживающим фактором и для повышения их инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности. Бюджетная поддержка регионами организации пригородных перевозок на контрактной основе позволит в заказанном объеме предоставить безопасные и качественные услуги. Но в настоящее время регулирование отношений перевозчика и региона как заказчика транспортного обслуживания населения остается белым пятном на правовой карте пригородных перевозок», – отметил в своем выступлении заместитель начальника СЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Докукин.
По законам Российской Федерации организация пригородных пассажирских перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ. Региональные власти вправе регулировать количество пригородных маршрутов и поездов и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах ниже себестоимости.
В бюджете Ярославской области на 2011 год заложены субсидии на покрытие данных убытков в размере лишь 90,1 млн руб., что составляет менее 10 процентов суммы убытков. В прошлом году Ярославская область также компенсировала компании «РЖД» лишь часть убытков от организации пригородных перевозок. Северная железная дорога получила около 83 млн руб. дотаций при убытках в размере более 645 млн рублей.
При таком подходе неизбежны либо потери качества, либо приличное подорожание стоимости проезда. В преддверии дачного сезона это порождает препятствия. Особенно, если учесть, что электричками в Ярославской области пользуются малообеспеченные семьи, для которых дача – серьезное подспорье.
Еще одна не менее важная проблема пригородных компаний – это безбилетный проезд. В настоящее время нет законодательно уполномоченных людей для взимания штрафа за безбилетный проезд в электричках, что проблематично для и без того убыточного пригородного сообщения. Кроме того, штрафы в отношении безбилетников столь малы, что мало кого останавливают. Поэтому назрела необходимость принять на местном уровне административный кодекс по безбилетникам.
Кроме этого, Северная железная дорога обратилась к Общественным палатам с предложением поддержать принятие «Закона о транспортном обслуживании» в Ярославской области, тем самым решить вопрос регулирования взаимных обязанностей властей и транспортников.
Как отметил председатель Общественной палаты Ярославля Александр Федоров, в ходе заседания была создана «хорошая рабочая группа, которая будет реализовывать все предложения».