Вчера, 14 августа, руководство ГИБДД по Ярославской области разъяснило руководителям автошкол особенности новых требований к подготовке водителей. Большинство директоров образовательных заведений находится в состоянии легкого шока. Если соблюдать все правила, выжить смогут процентов 30 от всех автошкол региона.
Напомним, что 11 августа вступили в силу примерные программы подготовки водителей. В документе прописаны требования к автошколам, на основании которых они могут обучать кандидатов. Одно из требований – это согласование в ГИБДД рабочих программ, а также получение в ГАИ заключения о соответствии материально-технической базы новым стандартам.
«Те курсанты, которые проходят обучение по старым программам, закончат обучение и сдадут экзамен. Что касается набора новых слушателей, без получения соответствующего заключения и согласования учебных программ в ГАИ в настоящее время автошколы, несмотря на наличие лицензии, не имеют права вести образовательную деятельность, – подчеркнул зам начальника УГИБДД по Ярославской области Антон Царев. – Если сейчас кто-то будет набирать учеников и вести обучение без новой лицензии, ваших студентов до экзамена в ГИБДД не допустят. Придется потом им судиться с автошколой».
Между тем даже по самым оптимистичным прогнозам согласование новых программ займет месяц. Плюс обследование материально-технической базы. Согласно новым требованиям, размер площадки или автодрома должен быть не менее 24 соток. С ровным асфальтовым или цементобетонным покрытием, освещением и ограждением. Грунтовое, гравийное покрытие, асфальтовая крошка – не подходят. Подобных полигонов в Ярославле не больше десятка.
«Если сейчас на них формально зарегистрированы по 10 автошкол, то теперь все будет проверяться. Необходимо предоставить в ГИБДД график занятий и накладок не должно происходить. А найти и арендовать землю под площадку – большая проблема. В черте города это неимоверно дорого, – отметила директор автошколы ЯГТУ Ирина Атарщикова. – С оборудованием учебных кабинетов у маленьких автошкол тоже могут возникнуть проблемы. Например для медицинского кабинета обязательно иметь трех манекенов для отработки первой помощи. Один в полный рост (стоит 25 тысяч рублей) и два торса (по 18 тысяч) для сердечно-легочной реанимации, искусственного дыхания и для извлечения инородного тела. И их еще не так легко найти и купить!».
Другая проблема – кадровый состав. Автошколы приравняли в правах и обязанностях к учреждениям среднего специального образования. Поэтому все преподаватели и инструкторы теперь обязаны иметь документ о высшем или среднем профессиональном образовании по виду деятельности, плюс дополнительно специализацию по педагогике. Или наоборот. Кроме того, всех водителей перед рейсом и после должны проверять медики, а в автошколе должен быть механик, следящий за состоянием автомобилей.
«Нам говорят: обратитесь в учреждения дополнительного образования, там должны разработать для вас специальные программы и обучить ваших людей. То есть, еще неизвестно сколько эти программы будут разрабатывать и будут ли вообще! Да и цену могут завысить, раз появился спрос, – комментирует руководитель автошколы «Автопилот» Андрей Петров. – Тот же медосмотр для инструкторов. Для автошколы в 10 преподавателей это уже лишние 10–12 тысяч в месяц. Значит, вырастет и стоимость обучения. Процентов на 30, я думаю».
В итоге получается, что все автошколы должны разом закрыться, как минимум на месяц. Прекратить набор учеников и заняться согласованием программ и подготовкой автодромов. Ни одна автошкола, тем более небольшая, не может себе такого позволить. Аренда помещения, зарплата сотрудникам – на все это нужны деньги. Поэтому выход у предпринимателей один – выкручиваться. Обзвонив несколько автошкол мы услышали предложение оформить договор задним числом, до 11 августа. Таким образом школы пытаются хоть как-то протянуть до получения всех согласований и остаться на плаву. Сколько из них выживут – покажет время. По предварительным прогнозам, если соблюдать все-все-все новые стандарты, останутся порядка 30%. Остальные либо будут вынуждены закрыться, либо как-то обходить закон.