Каждое лето улицы городов заполоняют они – водители скутеров и мопедов. Пусть их гораздо меньше, чем автомобилистов, но ДТП с ними происходят практически ежедневно. Причем, водители «бешеных табуреток», в основном, подростки, не имеющие ни прав, ни водительского опыта.
За шесть месяцев с начала года произошло 82 ДТП с участием мототранспорта, в которых восемь человек погибли и 88 получили травмы. Это 10% от всех аварий, случившихся в Ярославской области. А если учесть, что мотосезон стартовал только в начале мая, то получается еще более ужасная картина. Причем абсолютное большинство аварий – 62 – случились по вине водителей байков.
Немалую долю в этой статистике составляют и водители скутеров. По большому счету, это те же велосипедисты, только с мотором. Судите сами. Скутер имеет двигатель объемом не более 50 см3. Он прост в управлении: заводится с кнопки, не требует переключения передач, газуешь поворотом рукоятки, тормоз – как на велосипеде. Для управления скутером не нужны водительские права и полис ОСАГО. Ездить на нем можно с 16 лет. При этом скорость он развивает до 60 км/ч.
«Родители считают, что купили ребенку безобидную игрушку и сами ставят под угрозу его жизнь и здоровье, – отмечает старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД по Ярославской области Максим Нечаев. – Многие даже не задумываются купить ребенку шлем и защитную экипировку, несмотря на штраф в 1000 рублей за езду без шлема. Теперь представьте себе, что происходит, когда абсолютно незащищенный человек, даже на небольшой скорости, опрокидывается на асфальт. И еще раз подумайте, стоит ли подвергать жизнь ребенка такой опасности».
Несмотря на то, что уже больше полугода в России для управления скутером и мопедом нужно водительское удостоверение категории «М» или любой другой, сдать экзамен на такие права пока что невозможно. Официальные методики подготовки водителей на данную категорию утвердили совсем недавно, они пока даже не опубликованы. Через две недели после публикации они вступят в силу. Затем автошколам нужно будет подготовить свои программы, согласовать их с ГИБДД, закупить транспорт, подать документы в департамент образования и дождаться выдачи лицензии. В общем, до осени вряд ли все это будет сделано. А поскольку закрытых площадок в Ярославле нет, то реальное обучение начнется не раньше будущей весны. Но и эти меры вряд ли кардинально снизят аварийность на дорогах.
«Даже введение обучения и получения прав не изменят ситуацию. Во-первых, сам по себе скутер гораздо опаснее большого мотоцикла. Мощный байк даже если не видно, его хотя бы слышно. А скутер не слышно, он плохо заметен. На дороге он неустойчив, его может снести порывом ветра. При этом, в отличие от велосипеда, скорость он развивает приличную. Поэтому на нем просто страшно ездить! – уверен директор автошколы ВОА Вадим Шилов. – Во-вторых, все зависит от того, как закон будет выполняться. У ярославской ГИБДД не так много возможностей, чтобы поголовно отлавливать всех скутеристов. Поэтому изменится мало что – так и будут все ездить без прав».
К сожалению, стоит признать, что Вадим Альбертович прав. Пока родители поощряют попытки своих несовершеннолетних детей сесть за руль – вряд ли что-то изменится. Доказательств этому масса. Последний случай произошел 19 июля в Ярославской области. Подросток сел за руль легкового автомобиля, выехал на гравийную дорогу, не справился с управлением и машину унесло в кювет. В результате аварии подросток скончался на месте от полученных травм. Так может не стоить спешить с получением первого водительского опыта?