В минувшие выходные в Мышкине прошел 15-й межрегиональный фестиваль ретротехники «Мышкинский СамоходЪ». В этом году на суд жюри были представлены 89 уникальных транспортных средств, начиная с 1929 года выпуска. Причем все ретро-экземпляры добрались до места своим ходом.
Единственный автораритет, который довезли до Мышкинского фестиваля на чужих колесах, - это двигатель уникального довоенного авто. НАМИ-1 – первый легковой автомобиль, созданный в СССР. Экспериментальную малолитражку выпускали с 1929 по 1931 годы, всего с конвейера московского авторемонтного завода сошло 512 автомашин.
НАМИ 1 – первый легковой автомобиль советского производства. Был разработан в 1925 году Научным автомоторным институтом (НАМИ) на базе дипломного проекта молодого инженера Константина Андреевича Шарапова.
Проект НАМИ 1 представлял собой попытку соединить простоту конструкции, дешевизну и иные положительные качества мотоцикла с коляской с комфортабельностью малолитражного легкового автомобиля.
До наших дней дожили всего два автомобиля НАМИ-1, и, как считалось, всего два двигателя: один находится в музее Нижнего Новгорода, другой – в Московском политехническом музее. И вдруг автолюбитель из Рыбинска представил широкой публике еще один двигатель первой советской малолитражки, да еще с полным комплектом электрооборудования, чем не могут похвастаться даже столичный и Нижегородский музеи. Для организаторов и гостей фестиваля это стало настоящим сюрпризом.
«Я гонялся за этим двигателем почти 15 лет, – рассказывает участник фестиваля «Мышкинский СамоходЪ» Виталий Пугачев. – Думал это мотор от какого-то довоенного мотоцикла. Но когда заполучил его, выяснилось, что это двигатель с экспериментального советского автомобиля НАМИ-1. Я его отреставрировал, и он находится полностью в рабочем состоянии. К сожалению, восстановить сам автомобиль уже невозможно. Это был уникальный проект, где использовались авиационные технологии, необычная конструкция, а также была установлена швейцарская электроника».
За восстановленный двигатель первого советского автомобиля Виталий Пугачев удостоился кубка ветеранов фестивального движения «СамоходЪ». А самую главную награду праздника – кубок губернатора Ярославской области – с собой в Иваново увез автолюбитель Антон Ефанов. Он нашел все необходимые запчасти и полностью отреставрировал мотоцикл ДКВ 36 года выпуска. Второе место, а точнее кубок главы района, достался участнику из Твери. Евгений Кондратьев поразил жюри практически идеально сохранившимся советским авто ВАЗ-2103, 75 года выпуска. «Вандер» сороковых годов взял приз зрительских симпатий, еще несколько призов традиционно досталось старинным «Фордам».
«Нас поразил «Форд-Транзит» 71 года выпуска, это практически дом на колесах, причем в очень приличном состоянии, – рассказывает один из организаторов фестиваля, директор «Мышкинского народного музея» Любовь Гречухина. – Мы как археологи авто- и мотостарины, на этом фестивале мы словно выкапываем необыкновенные вещи. За 15 лет фестиваль достиг очень высокого качества: участники стараются представить наиболее уникальные образцы и провести реставрационные работы высочайшего качества».
Кульминацией фестиваля традиционно стал парад ретротехники. На радость зрителям все участники огромной колонной неторопливо проехались по улицам Мышкина и вернулись на Успенскую площадь. На огромной ретропарковке в центре города все желающие могли поближе рассмотреть и даже потрогать единичные экземпляры мирового автопрома. Но главное, считают организаторы «Мышкинского Самохода», это живое общение между людьми, увлеченными одним делом – поиском и восстановлением ретро- и мототехники.