За низким деревянным загоном несколько молодых лошадей, довольно пофыркивая, жуют сено. Самая старшая и крупная из них — рыжая кобыла с мощными ногами и белым пятном на носу, начинает настырно теснить своих соседок по леваде.
— А ну, иди отсюда, — стройная и невысокая Диана Фролова двинулась на кобылу вдвое выше нее, бесстрашно раскинув руки в стороны. Лошадь, послушно понурив голову, побрела за стог сена. Диана победно вскинула подбородок. — Я здесь главная.
Диана вместе с мужем живут на лошадином ранчо в деревне Ивашково Угличского района. Пара бизнесменов переехала в Ярославскую область 20 лет назад из Санкт-Петербурга, устав от суеты большого города и постоянных пробок. Теперь они живут в глубинке и ведут проект «Русская серебристая» — выводят уникальных лошадей серебристо-вороной и вороной масти. Проще говоря, черных, с серебристыми гривами и хвостами. Таких, о которых писали в первой части сказки про «Конька-Горбунка».
Есть ли шанс на жизнь у коневодства в Ярославской области? Сколько стоит лошадь, и кто ее купит? Как кони из животных для хозяйства превратились в домашних любимцев, и каково жить в глубинке с табуном из тридцати лошадей? Ответы на все вопросы — в нашем репортаже, с нотками ипповенции.
Ипповенция — это метод достижения психологического терапевтического эффекта в процессе специально организованного специалистом, то есть психологом или психотерапевтом, общения с лошадью.
Идея создать сказочную лошадь
Лошадиное ранчо находится слева въезда в Ивашково со стороны Углича. Просторные заснеженные территории фермы от проезжей части отделяет черный металлический забор. Навстречу гостям из просторного деревянного дома вышла Диана.
Александр с Дианой переехали в Угличский район после дефолта 98 года — в двухтысячных. Изначально пара планировала развивать туризм в Ярославской области. Работали по тематике мифов и суеверий Древней Руси — хотели показать, откуда берут свои корни определенные суеверия и традиции.
— Усадьбу покупали для расширения нашей туристической идеи, потому что у нас была тематика музея: мифы и суеверия. И мы хотели именно в деревне показывать, откуда эти суеверия выросли, то есть их почву, — начала свой рассказ владелица ранчо, продвигаясь в сторону загона. — Усадьбу мы решили показать жилую, то есть, с животными. Раньше лошадь была составляющей крестьянского быта, ну и мы купили таким образом первую лошадь. У конников есть поговорка: лошади имеют обыкновение накапливаться. Нас это не миновало. Откуда проект «Русская серебристая» возымел свои корни?. Так сложилось, что я имела случайные информационные контакты о том, что такие лошади существуют. Где-то они выскакивали. Красивая лошадь: черная с белой гривой. Поскольку мы занимаемся фольклором, пришла на память сказка о Коньке-Горбунке и вот этих редких лошадях, которые понравились царю, как диковинка. И вот они у меня зацепились.
Женщина загорелась идеей о выведении «сказочных» лошадей. Диана начала общаться с генетиком, которая подтвердила — попробовать можно. Помимо этого, коневод находила контакты тех, кто уже пробовал воплотить проект в жизнь, но не смог. Одновременно с этим количество коней в усадьбе множилось.
— Мы стали общаться с генетиком — девушкой, которая занимается именно генетической составляющей серебристых мастей. Мы общались виртуально, но плотно. Познакомилась еще с рядом людей, которые тоже интересовались до нас данными лошадьми, но у них их проекты не пошли ввиду разных обстоятельств, а мы это дело подхватили. Привезли единичных лошадей, попавших к нам разными путями. Кого-то мы покупали, кого-то меняли, кого-то дарили, и вот на этом базисе мы начали работу, — вспоминает Диана.
«Сказочных» коней было решено выводить с помощью фризских лошадей. Это порода с вороной мастью, выведенная в Фрисландии, провинции на севере Нидерландов, которая известна под образным названием «черное золото» Голландии. Считается одной из старейших в Европе. Получить фризских удалось путем скрещивания с восточными и испанскими лошадьми.
— Изначально была тема какая: слово «пряничная» многим не нравится, но именно «пряничная» лошадь. Представляете, такой вот русский пряник? Это такая коротенькая лошадка с богатой шеей, идущей вверх. Красивая, нарядная, с гривой, носиком, глазками. Такой вот русский тип. Этот русский тип как нельзя хорошо представлен сейчас в европейских породах: это фризская лошадь, лохматая, с высоким выходом шеи, красивым ходом, когда она высоко поднимает ножки. Но черная. И мы решили, а не попробовать ли нам совместить серебристый ген и фризскую породу? И получить такую сказочную, но уже русскую лошадь, — объяснила задумку Диана. — Мы занимаемся путем так называемого поглотительного скрещивания. То есть создаем базу маток местных, имеющих крепкую иммунную систему, устойчивых к природным условиям, добронравных. Опять же, это очень важная составляющая. Ну, у фризской лошади это тоже есть, оно селекционировалось. Неприхотливых. Прилив к ним ген сильвер, мы начинаем добавлять русской крови из поколения в поколение. То есть это уже идет отбор и подбор в поколениях молодняка, поиск пары.
«Это бизнес»
Сейчас Диана говорит: работа над проектом «Русская серебристая» началась 10 лет назад. Именно тогда пара купила первую лошадь, с необходимым геном сильвер, за счет которого грива вороного коня и должна стать светлой. А первые жеребята в рамках проекта родились лишь полтора года назад. Это событие и назвали днем рождения проекта.
— Этим жеребятам уже полтора года, они у нас гуляют в отдельной левадке. И в следующем году мы уже будем использовать фризского жеребца на кобылах с фризской кровностью. У всех наших лошадей есть фризская кровность, в большей или меньшей степени, но менее 50%. Сейчас мы будем фризом крыть кобыл, и кровность у жеребят превысит 50%. Это очень важный шаг, поскольку, если мы получим кроссов серебристо-вороных, то у нас один жеребенок точно будет серебристо-вороной, то мы превзойдем эти 50%+, и дальше у нас путь будет более широким, — объяснила генетические нюансы Диана.
Левадой называют загон для лошадей, организованный под открытым небом.
Цель проекта довольно прозаична — Диана мечтает сделать коневодство рентабельным. Женщина считает, что нет ничего зазорного в выведении и продаже лошадей, хотя многие считают продажу коней недопустимой. Однако хозяйка ранчо уверена, что грамотная торговля пойдет только на пользу коневодству.
— Бизнес, и ничего личного. В мире конников, да и в принципе, сейчас я часто встречаюсь с таким мнением: «Как вы можете что-то продавать? Как вы можете думать о деньгах?» Но я этого не понимаю. Всё, что мы делаем, оно должно быть монетизировано: деньгами или какой-то иной отдачей. То есть эмоции — это тоже монетизация. То, что мы делаем, нам должно нравиться, оно должно позволять нам получать удовольствие от процесса. А чтобы получать удовольствие от процесса, мы должны быть сытыми, одетыми, согретыми. Много составляющих. Почему люди этого не понимают, я не знаю. Задача какая, если прикладно сказать: я хочу сделать коневодство в отдельно взятом хозяйстве рентабельным, чтобы оно приносило деньги. А это называется экономика. То есть мы должны создать такой продукт, который будет на рынке востребован. Ну, соответственно, мы должны о нем рассказывать, его пиарить и делать качественным, чтобы люди понимали, что они покупают. Тогда наша работа будет рентабельной. Тогда не придется ни конезаводы закрывать, не придется поголовье сдавать на мясо, и тогда всё будет хорошо, — рассуждает Диана.
«Но пока люди этого не понимают, у нас вот такая разруха происходит»
«Не знаю, сколько у меня лошадей»
На лошадином ранчо под Угличем сейчас живут около тридцати голов. Среди них есть и те, кого уже продали новым владельцам. Но жеребят до трех лет советуют содержать с ровесниками, поэтому они пока живут на территории фермы. А затем отправятся к своим хозяевам.
— Каждый год сокращаемся, что-то продаем. Это естественно, потому что нам надо обновлять производящий состав. Собственно, кушать тоже что-то нужно. И каждый год у нас рождаются новые жеребята, и нам нужно оставлять самых лучших. Иногда на вопрос, сколько у вас лошадей, я говорю «не знаю, надо посчитать». Кто-то уехал, кто-то приехал, кто-то родился, кто-то стал частным. То есть это уже не наша лошадь, — объяснила Диана.
Покупают лошадей, по словам хозяйки усадьбы, состоятельные люди. Те, кто могут позволить себе дорогостоящий уход за животным, к которому в последнее время всё чаще относятся как к домашнему любимцу.
— Сегодня лошадь становится домашним любимцем. Животным, с которым человек проводит время, получает эмоции, заряжается и отдает ему заботу и любовь. И сейчас эта сфера развивается. А вместе с ней и индустрия производства конной амуниции, обмундирования для всадника. Седла, корма, добавки, ветеринария, конюшни. Это очень-очень много денег, которые, в общем-то, получают производства, обслуживая эту отрасль. В нашей стране это тоже сейчас начинает развиваться.
«Лошадей покупают не бедные люди, которые могут это всё себе обеспечить»
«Это дорогое удовольствие»
Сказать, сколько конкретно стоит лошадь, нельзя. Сумма будет зависеть от породы, масти и целей, для которых ее покупают. Однако даже кони, выведенные как хобби-лошади, — удовольствие не из дешевых. В среднем их цена варьируется в пределах 400 тысяч рублей.
— Лошади, как и машины, стоят по-разному. Машину можно купить и за 50 тысяч, и за 50 миллионов. И на обеих можно ездить. Вопрос: «Для чего вам данная машина?» Определенные технические задачи. В лошадях тоже есть определенные технические задачи. Можно лошадь получить в дар, но вы будете в нее вкладываться, как в машину. Чинить, лечить, кормить, поддерживать, но наслаждаться, как говорится, халявой, которая совершенно таковой не является. А можете купить породную лошадь, чемпиона, допустим. И он будет приносить сумасшедшие деньги. Он побеждает, его сперму раскупают за большие деньги, он стоит в заводе, а вы счастливы. Он кормит вас, вашу семью и ваши следующие поколения. В среднем хобби-лошадь у нас сейчас стоит в пределах 250–450 тысяч рублей. Это будет взрослая лошадь, на которую можно сесть и кататься. Вы будете ее любить, целовать в носик. В теории она вас не убьет и будет радовать. Спортивные лошади — это категории выше. Для скачек, например, выводятся определенные породы. Это селекция, направленная на определенные цели. Наша хобби-лошадь должна быть универсальна, но в разряде физкультуры. Это как спортсменов на олимпиаде единицы, а все должны физкультурой заниматься, — объяснила хозяйка ранчо.
У лошадей для любителей также должны быть определенные качества. Им должно быть интересно проводить время с человеком, а потому, одна из главных задач для Дианы — выводить только добронравных животных.
— Всех лошадей всех пород можно использовать в хобби, но есть определенные качества. Она не должна убегать, она должна увидеть человека и заинтересоваться времяпрепровождением с ним, учиться чему-то. Это интеллект лошади, который должен присутствовать, чтобы ей было интересно развиваться. Также важна некоторая универсальность, можно немного через палочки попрыгать, в тележку запрячь, покататься в лесу. Лошадь должна быть экстерьерно качественной. Ее экстерьер не должен мешать ее владельцу достигать каких-то результатов в заданном направлении, — рассуждает предпринимательница.
На угличском ранчо лошади живут в денниках. Это специальные отгороженные помещения в конюшне, которые предназначены для содержания животного без привязи. Каждое утро лошадей выводят на прогулку в левады. Летом Александру с Дианой приходится вставать в 5 утра, зимой — в 06:45. На свежем воздухе животные проводят большую часть времени. В конюшни их загоняют только поздним вечером, в 22:30.
В год на корма и содержание лошадей у Дианы уходит порядка миллиона рублей. Она уверяет, тем, кто хочет приобрести дорогое животное, нужно быть готовым к крупным тратам.
— Всё очень относительно. Для кого-то содержать лошадь дорого, поскольку у него не хватает денег на содержание себя. Естественно, это не его вариант. Лошадь — дорогое удовольствие. Если мы говорим о Москве или каких то мегаполисах, то содержание лошади в пределах МКАД стоит от 50 тысяч рублей в месяц. Это только денник. За МКАД эта сумма падает в два раза. Я на своих в год трачу где-то миллион. В эту сумму входят корма: сено, овес, морковки, яблоки, соль, — перечислила женщина.
В усадьбе есть польза и от тех, кого еще не успели продать. Помимо выведения и продажи коней, Диана дает уроки по верховой езде. Правда, далеко не всем. О цене одного занятия владелица ранчо предпочла умолчать.
— Содержать хозяйство нам помогают рабочие лошади, которые учат моих учеников ездить. Обучение людей гармоничной верховой езде — это одно из наших направлений. Это происходит в режиме тренингов, люди приезжают ко мне лично. Мы занимаемся определенное время в режиме плотных компактных тренингов, и они уезжают, получив определенный базис. Я не возьму всех. Объясню почему: я не люблю на своей территории людей, которые не понимают, зачем они пришли. Я тут живу и понимаю, что ко мне в гости должны приходить люди, понимая, кто я и зачем они тут. У меня есть группы во «ВКонтакте», YouTube-канал. Люди, с которыми мы общаемся, как правило смотрели наш канал, они приходят уже с конкретными вопросами. Я решаю, смогу ли я на эти вопросы ответить. Тогда мы договариваемся, они приезжают ко мне, — объяснила она.
Помимо этого, в прошлом году пара пробовала создать в усадьбе парк лошадей. По задумке жеребца и кобыл с жеребятами выпускали на определенную территорию, где лошади жили бы на природе. Посетителям предлагали своеобразное сафари, где можно было бы подойти к лошадям, визуально и тактильно поконтактировать с животными. Но желающих оказалось немного.
— И вот тут эта семья живет лошадиной жизнью в природе. Там лес, определенная экосистема. Лошади эту экосистему создают. Они ее равняют под себя. То есть они выедают траву, какие-то лужайки выглядят, как поле для гольфа. Где то тропинки, где-то у них елочки, еще что-то. Получается достаточно красивое место. И мы предложили такое сафари, то есть прогулка к лошадям внутрь их территории. Лошади могут подойти, с ними можно пообщаться, нос почесать. Кормить нельзя, поскольку это опасно. Там можно узнать о жизни лошадей, узнать о психологии. Такая экскурсия по времени занимает не менее часа, поскольку пока там всех обойдешь, сфотографируешься. Но это предложение на данный момент оказалось не востребованным, потому что люди не понимают, зачем, — поделилась мыслями Диана.
«Говорят, а что мы там будем делать? Я говорю: "душу лечить"»
— Это раздел ипповенции — починки посредством взаимодействия с животным на естественных вибрациях своего состояния. Можно «чиниться» от процесса любования лошадью, а можно, общаясь. То есть прикасаясь, чувствуя энергетику, и так далее. Но сейчас общество к этому еще не подошло.
«Любимчиков быть не может»
Диана знает характер и повадки каждой из своих лошадей. Но любимчиков не заводит. Она считает, что это непрофессионально. В череде постоянно сменяющих друг друга коней привязываться к кому-то одному просто нельзя.
— Любимчиков у меня нет и быть не может. Это если, как в садике, воспитательница будет любить одного, а кого-то не любить. Это непрофессионально. Нет, для меня все лошади равны. Те лошади, которых я считаю, не стоит разводить, я просто продаю. Все лошади, участвующие в проекте, нравятся мне в равной степени. Есть лошади, которые находятся со мной долго, становятся партнерами в езде, работе. Это другое. У вас есть муж, а есть коллеги по работе. Тут та же история, — рассуждает женщина. — У каждой лошади есть характер. Жеребенок, рождаясь, уже показывает его. Мы видим, какой будет лошадь. Также мы стараемся подбирать имена так, чтобы нивелировать какие-то моменты, и стараемся, чтобы наши лошади были добронравными. У нас есть Лаванда, Вязьма. Шустрый, Тайна, История, Истина, Шаман, Яхонт. Вообще, мы называем лошадей по правилам: если рождается кобылка, мы называем ее с первой буквы имени матери и обязательно, чтобы в середине была первая буква имени отца, чтобы понимать, к какому маточному гнезду относится эта кобыла и от какого она жеребца. Имя должно быть благозвучным и русским.
«Мы не хотели жить так, как жили»
Территория, на которой содержатся обитатели усадьбы, впечатляют. Пара скупила несколько соседских участков, чтобы обустроить ранчо. Кобылы с жеребятами и взрослые жеребцы гуляют в разных левадах, чтобы не было склок. Самцы более охотно делят территорию с сородичами, чем самки. Последние ценят личное пространство и оберегают жеребят.
Денег на гектары земли пришлось потратить немало. Однако точную сумму Диана назвать не смогла. Участки покупались постепенно.
— Вы думаете, я посчитаю? Мы покупали всё это не сразу. Мы покупали по чуть-чуть. Сперва один дом для определенных задач под туризм, потом еще один, потому что он подошел больше. Ели кто-то что-то из соседей продавал, мы, по возможности, покупали. Не могу посчитать, сколько мы потратили, это нереально. Цены менялись в течение 20 лет. Какую-то лошадь мы покупали за 18 тысяч 15 лет назад, а какую-то за 750, как например жеребенка-производителя, которого я купила недавно. Еще маленький, а уже стоит 750 тысяч. Потрачено было много, — призналась хозяйка усадьбы.
Идея разводить лошадей, на самом деле, паре пришла постепенно. За плечами Дианы бизнес в Петербурге, связанный с услугами и торговлей. После она занялась туризмом, при переезде в Угличский район — домашним скотом. При покупке усадьбы к дому прилагалась корова.
— Это как всё в нашей стране. Кто-то кого-то стрижет, кто-то кому-то что-то продает. Это решение не было резким. Я по своей специальности художник, темы мифологии и русских сказок всегда присутствовали в моем творчестве. И когда мы переехали сюда, мы думали работать именно на туризм, место искали туристическое. Поэтому всё было заложено в целевом задании, поскольку, меняя образ жизни, мы думали, чем мы будем заниматься на новом месте. С лошадьми просто так сложилось: коровы не пошли. Когда мы покупали дом, к дому прилагались коровы. Но оказалось, что это не мое животное, свиньи, козы, коровы — все у нас были. Лошади как-то зашли просто, — пожала плечами коневод.
— Не скучаете по большому городу? — спрашиваем.
— Я там иногда бываю! Приезжаю дня на три, трачу денег и уезжаю. А чего там делать? Однажды нас сподвигло задуматься. Знаете, такой поток машин, МКАД, И вдруг, ты отъезжаешь чуть в стороночку, смотришь на этот поток со стороны и понимаешь:
«Твоя жизнь пролетает как эти машины по трассе. Проснулся — лег спать. Проснулся — лег спать. А между ничего нет»
Работаешь много, потом это всё несешь в магазин, прибегаешь быстро домой, это съедаешь. И спать ложишься. И завтра начинается новый день. Мы решили, что мы так жить не хотим. Вот и всё. У нас было два варианта, куда уехать, но этот оказался ближе. Мне здесь прекрасно. На самом деле я родом из относительно маленького города. Мне тут очень комфортно, — поглядев на подошедшую к забору лошадь, Диана улыбнулась.
Тяжелую работу в усадьбе и жесткий график Диана воспринимает как хобби. Она считает, что смысла посвящать жизнь нелюбимой работе просто нет:
— Как сказал один мой друг из Можайска, если ты не хочешь ни дня работать в своей жизни, сделай своей работой свое хобби. Нам нравится. Очень многие делают в своей жизни то, что не хотят делать. И это они делают всю жизнь ради чего-то, что они хотят, но никогда не сделают. И когда жизнь заканчивается, эти люди понимают, что они не сделали ничего из того, что им хотелось. Так почему не начать делать то, что хочется, сразу? У нас не будет второго шанса.
«Некогда получать гранты»
Все финансовые вложения пара делала из своих денег. Гранты от государства коневоды получать не хотят — говорят, это невыгодно. Для этого придется нанимать людей и отчитываться по всем потраченным финансам — лишняя трата времени.
— У меня муж постоянно говорит: «Давай на какой-нибудь грант подадим». Я говорю: «Нет, некогда». На одном совещании по туризму много лет назад я услышала такую тему у одного из представителей туристического направления, коим является мой одноклассник. Он рассказывал, как ему предлагали: «Тут гранты раздают, возьми себе». Тогда это было 300 тысяч. Он так посмотрел, посмеялся и сказал: слушай, да я быстрее их заработаю. Получить грант — это работа. И если у человека нет возможности заработать эти деньги, то он тратит время на получение гранта. Потом тратит время на отчеты за этот грант. В процессе он начинает понимать, что, поскольку у него до того не было возможности заработать, то у него не получается заработать даже с этими деньгами. Он начинает страдать и в итоге закрывает свой бизнес, для которого использовал государственные деньги, — рассуждает Диана. — Во-первых, нужно вложить 30% от суммы гранта. во-вторых, нужно собрать кучу бумажек, зарегистрироваться, оплатить налоги, взять на работу какое-то количество людей. Им нужно обеспечить места. Но не нужны мне эти люди. Я не хочу тратить время на переделку того, что они сделали. А потом будут приходить комиссии и проверять, туда ли ты потратил свои деньги. Не надо мне этого.
Диана говорит, что вряд ли сможет завершить проект «Русская серебристая». На идеальную селекцию потребуется не одно десятилетие.
— Я не успею. Работа над проектом — это не одна жизнь. Если я что-то успею за свою жизнь, я буду рада. Но я думаю, что когда я закончу, то и проект закончится. У нас проблема продолжателей и преемственности.
«Нас очень долго учили рушить»
— Родители воспитывают детей так, что: я мучился на своей профессии, ни дай бог ты пойдешь моим путем. Вот это проблема. Я не знаю, хочет ли мой сын это продолжать. Он уже взрослый, сам решает, как ему жить. Пока ищет себя. Специфику лошадей человек должен чувствовать. Если ты их не чувствуешь — они как люди в метро. Ты можешь поработать какое-то время, но качество твоей дальнейшей работы будет понижаться.