В Министерстве транспорта Ярославской области дали разъяснения по теме закрытия трамвайного движения в Ярославле. О том, что это может произойти, 5 апреля на заседании комитета региональной думы сообщил министр транспорта Мурат Баснукаев. Рассматривается вопрос об отмене трамваев примерно на год — на время реконструкции трамвайного хозяйства в рамках концессионного соглашения, заключенного между правительством региона и компанией «Мовиста Регионы Ярославль».
Жителей города новость, мягко сказать, ошарашила.
— Закрытие трамвая ухудшит транспортную доступность жителей Дзержинского района (ул. Труфанова, Е. Колесовой), Пятерки, даже при условии запуска дополнительных автобусов. Безусловный приоритет трамвая — это движение без пробок, и этого на год хотят лишить горожан. Почему не озвучивается запуск трамваев на время ремонта в реверсивном движении. Этот вопрос прорабатывался? Не совершайте ошибку, — написал один из горожан в телеграм-канале губернатора Михаила Евраева.
В минтрансе ответили, что ремонт трамвайных путей выполняется поэтапно:
— Сейчас идут работы на отрезке от Ленинградского проспекта до кольца на улице Блюхера. После концессионер последовательно должен приступить к выполнению работ на других участках. Однако для того чтобы не выбиться из графика и в 2025 году закончить модернизацию, в настоящее время действительно рассматривается вопрос о временном закрытии трамвайного движения. Это необходимо не только чтобы успеть выполнить все работы в срок, но и из-за тонкостей строительного процесса: необходимо закрытие двух путепроводов, при этом условии движение по участкам путей нецелесообразно. Открытие трамвайного движения по отремонтированным путям на конкретной ветке может быть запущено только по завершению полного комплекса работ.
Планируется, что в случае прекращения работы трамваев по их маршрутам пустят дополнительные автобусы и электротранспорт. На них же планируют пересадить и вагоновожатых. Однако чиновники подчеркнули, что окончательного решения о закрытии трамвайного движения в Ярославле еще не принято.
Напомним, модернизация трамвайного хозяйства в Ярославле запланировано в рамках пилотного федерального проекта, в который вошли 10 регионов. В конце 2022 года правительство Ярославской области заключило концессионное соглашение с московской компанией «Мовиста Регионы». По договору инвестор должен заменить в Ярославле 45,3 километра трамвайных путей, 8 тяговых подстанций, реконструировать два путепровода и трамвайное депо, купить 47 новых трамваев. Затем в течение 20 лет фирма сможет пользоваться этим имуществом и получать прибыль от трамвайных перевозок. По истечении этого срока трамвайное хозяйство обратно перейдет в пользование города или области. Срок реализации проекта — с 2023 по 2025 год.
Бенефициарами «Мовисты» называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes, Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е. Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг» и производитель трамваев ПК «Транспортные системы».
Перекладывать трамвайные пути начали с ветки на улице Блюхера, где ходил трамвай № 6. В октябре 2023 года здесь сняли рельсы, трамвайное движение временно остановили. Мы выезжали в этот район города и публиковали репортаж о том, как жители обходятся без электротранспорта. 20 марта 2024 года власти сообщили, что на участке начались подготовительные работы к укладке новых рельсов.