В Ярославле хотят открыть новые направления движения трамваев. Для этого регион подал заявку в федеральный проект о финансировании строительства новых путей.
— Серьезную федеральную поддержку регион получил в рамках модернизации электротранспорта в Ярославле. Концессионер до 2025 года должен модернизировать 45,3 км трамвайных путей, 8 тяговых подстанций, 2 путепровода, трамвайное депо. В 2023 году в Ярославль уже поставлен первый трамвай. Учитывая имеющуюся потребность в увеличении провозных возможностей трамвайных маршрутов, область подала заявку на увеличение объема работ по строительству трамвайных путей с 45,3 до 100 км и количества приобретаемых трамваев с 47 до 95 единиц, — сообщили порталу 76.RU в Министерстве транспорта Ярославской области.
Если заявка получит одобрение, то количество трамвайных путей в Ярославле увеличится вдвое. Правда, пока власти не сообщают, где именно планируют проложить новые маршруты.
— В настоящий момент вопросы находятся в проработке, — уточнили в Минтрансе.
Напомним, модернизация трамвайного хозяйства в Ярославле — это федеральный пилотный проект. В него попали 10 регионов.
Что хотят модернизировать
В конце 2022 года правительство Ярославской области подписало договор с московской компанией «Мовиста Регионы» о трамвайной концессии в Ярославле. По условиям соглашения фирма должна вложить свои средства в развитие трамвайной инфраструктуры в Ярославле, а затем в течение 20 лет пользоваться имуществом и получать прибыль для компенсации затрат. После этого трамвайное хозяйство перейдет городу или области.
Бенефициарами «Мовисты» называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes, Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е. Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг» и производитель трамваев ПК «Транспортные системы».
Объем инвестиций в модернизацию существующей трамвайной сети на данный момент составляет 19,7 миллиарда рублей. Саму схему трамвайного движения менять не будут. Модернизация заключается в замене 45,3 километра трамвайных путей, 8 тяговых подстанций, закупке 47 трамваев, которые выйдут на маршруты вместо старых. Также инвестор должен создать новую систему электроснабжения, реконструировать два путепровода и трамвайное депо. Начать обновление хозяйства планируют с Дзержинского района. Модернизация должна была начаться в 2023 году и закончиться в 2025-м. Правда, пока единственное, что сделали в рамках проекта — это убрали трамвайную ветку на улице Блюхера. В компании «Мовиста Регионы» заверили, что в марте начнут укладывать новые рельсы этом участке. Также в Ярославль в 2024 году пообещали привезти 26 новых трамваев. Еще 20 доставят в 2025 году.
Возможно, после реконструкции в Ярославле появится новая трамвайная остановка в Брагине.
Между тем, те, кто начинали работу по концессии в Ярославской области, сейчас находятся за решеткой. 24 мая 2023 года в Ярославле по подозрению в получении взятки в особо крупном размере задержали главу дептранса Татьяну Черемных, директора «Организатора перевозок Ярославской области» Илью Прокопьева, его заместителя Олега Ивановского и директора ООО «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Последнего подозревают в передаче взятки в особо крупном размере. По данным РБК, взятки Советников передавал с помощью фиктивного устройства сотрудников на работу в компанию «Мовиста». Деньги с зарплатных карт снимали Черемных и другие подозреваемые.