В Ярославле власти рассказали о ходе трамвайной концессии. В октябре 2023 года в Брагине за деньги городского предприятия «Яргорэлектротранс» начали демонтировать старые пути на участке от Ленинградского проспекта до кольца на улице Блюхера.
Оплачивает работы по демонтажу «Яргорэлектротранс», компания в начале октября размещала закупку на 4,4 млн рублей. Она была признана несостоявшейся. Через пару дней закупку разместили вновь, за 4,2 млн рублей. Заявки подали семь компаний, договор 19 октября заключили с ИП Большаковым Дмитрием Александровичем. Предприниматель предложил наименьшую цену — 3,5 млн вместо 4,2 млн рублей.
В Минтрансе заверили, что после того, как «будут проведены необходимые работы», компания «Мовиста», с которой заключили многомиллиардный контракт, приступит к монтажу новой инфраструктуры. Четких сроков не назвали. Иными словами, получается, что старое город убирает за свой счет, а десятки миллиардов москвичам платим за установку нового. Но графика работ чиновники назвать не могут.
— Весь объем работ в рамках заключенного концессионного соглашения должен быть выполнен к 2025 году. По итогам модернизации трамвайного движения в Ярославле будет обновлено 45,3 километра путей, создана новая система электроснабжения, реконструированы два путепровода, трамвайное депо, на городские маршруты выйдут 47 односекционных низкозольных трамваев, — прокомментировали в Минтрансе Ярославской области.
Как уточнили 76.RU в Минтрансе — 45,3 километра — это длина всех трамвайных путей в Ярославле.
Первым под работы попал Дзержинский район. В начале октября движение по маршруту № 6 приостановили до «окончания работ». Мы уточнили у чиновников, нет ли у них планов в перспективе полностью сократить этот маршрут. Если есть, как его будут компенсировать. Вот что ответили в Минтрансе:
— На время ремонта предлагается воспользоваться альтернативными видами транспорта. Специалисты ГКУ ЯО «Организатор перевозок Ярославской области» держат на контроле вопрос заполняемости маршрутов, проходящих через Тутаевское шоссе и улицу Урицкого, чтобы в случае затруднений скорректировать их работу.
Что с компанией «Мовиста»
После коррупционного скандала с экс-главой Минтранса Татьяной Черемных и гендиректором «Мовисты» Александром Советниковым в компании заявляли, что это не отразится на обязательствах по концессии.
Спустя месяц после задержаний, в июне, в «Мовисте» сменился гендиректор. Кресло занял Максим Дьяконов. Ранее он руководил перевозчиком АО ЦППК, который работает на электричках в 11 регионах России (в том числе и в Москве).
Как начался коррупционный скандал из-за транспорта
24 мая 2023 года в Ярославле по подозрению в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) задержали главу дептранса Татьяну Черемных, директора «Организатора перевозок Ярославской области» Илью Прокопьева, его заместителя Олега Ивановского.
Одновременно в Москве по этому же делу задержали Александра Советникова. Его подозревают в передаче взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ). Топ-менеджера доставили в Ярославль 26 мая для вынесения меры пресечения. В тот день все четверо подозреваемых отправились в СИЗО на два месяца.
По данным РБК, взятки Советников передавал с помощью фиктивного устройства сотрудников на работу в компанию «Мовиста». Деньги с зарплатных карт снимали Черемных и другие подозреваемые. В июле фигурантам уголовного дела продлили арест.
Ранее мы подробно рассказывали о каждом фигуранте уголовного дела, а также разбирали, как они перекроили транспорт в Ярославле и России.
Кроме того, Дьянков числится учредителем столичной компании ООО «АГРОКОМ», образованной в 2015 году. Компания специализируется на покупке, продаже недвижимости, аренде и консультировании бизнеса. На конец 2022 года при выручке в 3,5 млн чистый убыток компании составил 20,8 млн рублей. Максим Дьянков числится также одним из учредителей тверской компании ООО «ЛУЧ-С». Компания специализируется на предоставлении услуг в сферах областях охоты и рыбалки, туризме (включая проживание, питание). На конец 2022 года чистый убыток компании составил 2,1 млн рублей.
Спустя пять месяцев после задержания Александра Советникова перестал открывать сайт компании «Мовиста Регионы». Раньше там рассказывали про этапы работ на разных проектах, была указана информация о руководстве. Работают только сайты некоторых региональных «дочек». При этом соцсети компании продолжают обновляться.
«Мовиста» учреждает новые юрлица в тех местах, где работает: «Мовиста Ярославль», «Мовиста Екатеринбург», «Мовиста Самара» и так далее. Деятельность ведется с 2020 года. Управляется это всё несколькими компаниями: ООО «Мовиста Регионы», ООО «Мовиста Городской Транспорт» и другими. Выручка «Мовиста Регионы» на конец 2022 года составила 137 миллионов рублей, а чистый убыток — 52 миллиона.
В компании журналисту 76.RU не ответили, с чем связана остановка работы сайта. При этом ярославские власти успокаивают, что проблем в общении с «Мовистой» у них нет.
Напомним, ранее стало известно, что новенький трамвайный вагон «Львенок», который обещали (об этом говорил представитель компании «Мовиста» Павел Копырин) выпустить работать в Ярославле в конце августа 2023 года, не выйдет на линию. Неожиданно всплыл конфуз: трамвай, расписанный в цветах транспортной реформы, привозили просто посмотреть.