В этом году в Ярославле стартует глобальная реформа, после которой в городе изменится транспортная схема и маршрутки заменят на автобусы, работающие по регулируемому тарифу. Нынешние власти ее активно лоббируют и уверяют, что она сделает жизнь в городе комфортнее. Мы решили спросить у тех, кто раньше управлял городом и до сих пор живет в Ярославле, что они думают по этому поводу.
Виктор Волончунас (мэр Ярославля с 1991 по 2012 г.)
— Я не вижу самой реформы, это просто желание обновить парк машин, сделать перевозки пассажиров более комфортными и урегулировать такое движение, чтобы оно было регулируемым: в том числе чтобы частники работали по системе ГЛОНАСС наравне с муниципальными перевозчиками. В последний раз в Ярославле этим вопросом занимались 20 лет назад (когда мэром города был Виктор Волончунас. — Прим. ред.), с тех пор многое изменилось. Но нужно слышать людей и делать реформу так, чтобы они потом не были обманутыми. Опасения, которые люди высказывают по поводу увеличения количества пересадок, небезосновательны, но этот вопрос будем дорабатывать (Волончунас сейчас является депутатом Ярославской областной думы. — Прим. ред.). Но и от сегодняшнего беспредела, когда во время пробок в часы пик маршрутки гоняют, нарушая правила, пора уходить.
Алексей Малютин (и. о. мэра Ярославля с 2015 по 2016 г.)
— Лет 10–15 назад в Ярославле было много жалоб по поводу транспорта. Сейчас ко мне таких обращений практически не поступает (Алексей Малютин сейчас работает депутатом муниципалитета Ярославля. — Прим. ред.). Город продолжает закупать новые и брать в Москве б/у автобусы, то есть в целом транспорт и так развивается. Чиновники мэрии на все вопросы ответить не смогли, но реформу запустили. Например, до сих пор нет ответа, где взять деньги на переход с нерегулируемого тарифа на регулируемый (из бюджета города и области придется дополнительно выплатить перевозчикам почти 158 миллионов рублей. — Прим. ред.). То есть на увеличение выплат по программе «Молодая семья» мы денег найти не можем, а на это можем. Не нравится мне и увеличение пересадок на маршрутах. Это будет особенно неудобно для пожилых, инвалидов и детей. В общем, дополнительные неудобства для пассажиров я в этой реформе вижу, а удобств пока не вижу. Ну и плюс ко всему это удар по бизнесу — многие предприниматели попросту останутся за бортом. В общем-то, я не против корректировки транспортной схемы, но на кнопку «старт» при таком раскладе я бы пока нажимать не стал.
Чья позиция вам ближе?
Напомним, новую транспортную схему в Ярославле начнут внедрять уже в марте, а летом она начнет действовать в полном объеме. Одновременно с этим будет дан старт и второму тестовому периоду. Уже более длительному — сроком на 1 год. За это время власти также продолжат следить за работой транспорта и устранять недочеты, которые будут фиксироваться при функционировании маршрутов. И только летом 2022 года должен быть сформирован окончательный вариант маршрутной сети с учетом всех замечаний. Тогда же начнется и второй этап глобальной транспортной реформы, нацеленной на избавление города от маршруток путем перевода перевозчиков на работу по регулируемому тарифу.
Летом в городе закроют 26 маршрутов, которые сейчас работают по нерегулируемому тарифу (маршрутки останутся только на 40-м, 71-м, 84-м, 94-м и 97-м маршрутах. — Прим. ред.), а вместо них откроют 23 новых, но они уже будут работать по регулируемому тарифу. Их поделят на четыре типа: сквозные, социальные, внутрирайонные и пересадочные. При этом маршрутов, которые проходят через весь город, станет меньше. Это будет компенсировано внедрением пересадочного тарифа в 60 минут и сокращением интервалов между автобусами.
Внедрять новую транспортную схему в Ярославле планируют с 2021 по 2025 год. В конечном итоге власти хотят, чтобы в городе действовала единая система оплаты проезда, на большинстве маршрутов люди могли пользоваться проездными и льготами, не было излишнего дублирования маршрутов. Также целью является усиление контроля за работой транспорта. Сейчас маршрутки, которые работают по не регулируемому властями тарифу, не всегда выполняют требования. Чиновники указывают, что порой частные перевозчики не соблюдают расписание, интервалы движения. При этом из-за отсутствия навигационного оборудования на части маршруток их передвижение невозможно отследить и проконтролировать. Такого в будущем быть не должно.