2019 год в Ярославле объявили годом перемен и оптимизации на транспорте. Обещали настоящую транспортную революцию: троллейбусы с Wi-Fi, трамвай на проспекте Фрунзе, внутригородские электрички и бесконтактную оплату универсальными проездными.
А что получится в реальности? Городские власти подготовили крупный проект оптимизации городского парка троллейбусов «Яргорэлектротранс». Собираются объединить первое (на улице Городской вал) и второе депо (на улице Гагарина) — закрыть стоянку на улице Городской вал, объединив её с депо на улице Гагарина.
Проект уже почти запущен, дату закрытия первого депо по разным источникам озвучивают от 1 июля до 1 августа. О каких рисках говорит чиновник? Что получит город, пассажиры, работники предприятия после оптимизации? Разбираемся.
Сокращение троллейбусов и пробки на Московском проспекте
Депутат ярославской областной думы, в недавнем прошлом первый заместитель гендиректора «Яргорэлектротранса» Валерий Байло смотрит на планы муниципальных чиновников с большой опаской, с горечью произнося слово «оптимизация» — уже с плохим подтекстом.
— Сейчас власть города предлагает объединить первое и второе депо, что крайне нецелесообразно и неэффективно. Троллейбусам, которые сейчас выезжают с Городского вала в Брагино, понадобится дополнительный час на дорогу до конечной остановки, а это затраты на износ резины, моточасы. Например, у водителя рабочий день начинается за час до выезда: перед выходом на линию нужно подготовиться и пройти медосмотр. Получается, мы из восьмичасового дня водителя теряем два часа с такой оптимизацией, — объясняет ситуацию депутат-транспортник Валерий Байло. — Ещё момент: сто троллейбусов будут ездить по улице Гагарина, выезжать на Московский проспект. А это перенагрузка на сеть: не дай бог какая авария — и всё, троллейбусы Дзержинского и Центрального районов встанут, Московский проспект встанет. Вы представляете, какими пробками грозят вставшие на Московском проспекте троллейбусы? Кроме того, второе депо рассчитано на 75 троллейбусов. А у нас их больше 100. Значит, это подразумевает сокращение подвижного состава. Конечно, можно попытаться упихнуть. Но перевод на улицу Гагарина — это не развитие, это его оптимизация и гибель предприятия.
Как объясняет Байло, в обоих депо работают мощные электрические подстанции, каждая из которых страхует другую в случае обрывов проводов и других ЧП. Но подстанция на Городском валу уже очень старая и требует многомиллионных вложений для ремонта. В городском бюджете денег на это нет.
— Если и объединять депо, то переносить нужно в Брагино. Это сложнее, но правильнее, — предложил свой вариант депутат.
Троллейбусы как костыль
Больше троллейбусов — лучше экология. Такого мнения придерживается один из старожилов предприятия «Яргорэлектротранс», бывший директор Борис Сазонов. Он застал ещё те времена, когда вместе с губернатором город мечтал пустить троллейбусы в Заволжский район и даже по проспекту Фрунзе.
— Если рассматривать сейчас транспортную систему, она сузилась. Городскому электротранспорту отведена неблагодарная роль возить в основном социальные группы людей. Начинает преобладать коммерческий сектор в общественном транспорте. За 15 минут в промежутке между двумя троллейбусами подъезжает 10 маршруток, — говорит Борис Сазонов. — Неправильно смотреть на электрический транспорт как на вспомогательный вид. Это экологически чистый вид транспорта, который самым положительным образом влияет на нас с вами.
Бывший руководитель ратует не только за троллейбусы, но и трамваи. В объединении двух депо видит большую ошибку.
— Первое депо на Городском валу — стратегическое для города. Из него мы выпускаем все маршруты, которые направлены в северный жилой район, а также центральные. Кстати, в этом году ему исполняется 70 лет, — продолжает Борис Иванович. — Сейчас у нас довольно разумно всё организовано. А в своё время хотели построить депо № 5 на Ленинградском проспекте (где сейчас продуктовый гипермаркет на въезде в район) и запустить оттуда транспорт за Волгу. Начали строить и продали. Не нужно продавать активы, как когда-то продали трамвайное депо № 3 и на его месте построили «Ауру». Деньги, может, и вложили куда-то, но они ушли навсегда.
Оптимизация — это сокращение
Помимо опасений транспортников о сокращении и проблемах на дорогах из-за неудобной логистики, есть ещё одно но — работники предприятия.
— Перевод работников на улицу Гагарина — это существенные изменения в условиях труда. Мне на прошлой неделе звонили сотрудники предприятия, говорили, что ждут приказа о переводе. А он должен быть минимум за два месяца до изменений, как того требует закон, — объясняет ситуацию депутат Валерий Байло. — Но кто-то из сотрудников откажется работать с улицы Гагарина. С такими зарплатами переходить на более неудобные условия труда захочется не всем. То есть можно ожидать сокращение штата. Более того, кто-то из работников откажется работать с Гагарина, будет сокращение штата.
А доходы у водителей троллейбусов — не позавидуешь. Хорошо, если переработал, выезжал в праздники.
— Заработная плата последний раз повышалась в 2016 году. На днях работники обратились в первичную профсоюзную организацию с просьбой посодействовать, оказать помощь в решении этого вопроса. Водитель троллейбуса/трамвая третьего класса получает на руки 18 тысяч рублей. Порой кондукторы больше зарабатывают на популярных маршрутах. Но и у них зарплата от 15 тысяч рублей. Вопрос стоит остро, — рассказала руководитель областной профсоюзной организации Маргарита Забелина. — Всего на предприятии работает 1300 человек, в первом депо — около 350. Труд тяжёлый, водители троллейбусов и автобусов на 5 лет раньше уходят на пенсию при определённом выработанном стаже. А недавно они услышали, что на ПАТП-1 водителям повысили зарплаты до 40 тысяч рублей, а им нет. Конечно, народ недоволен. Это два муниципальных предприятия одинаковой важности. Такой разницы быть не должно.
Вместо депо — школа?
Если два депо объединят, то на улице Городской вал освободится большой участок земли. Участок, близкий к центру города, расположенный рядом с удобной транспортной магистралью.
— В Ярославле острейшая нехватка свободных мест в школах центральных районов, один из возможных вариантов — строительство школы на месте депо. Думаю, в этом направлении будут двигаться, — считает депутат облдумы Валерий Байло. — Могут, конечно, и продать под строительство жилья, но это самый неправильный вариант.
Вопрос об оптимизации мы задали мэрии Ярославля.
— Он обсуждается на совете директоров предприятия с прошлого года. Он пока не решён на 100%, но он уже на финальной стадии. Основной смысл этого мероприятия — это оптимизация работы, затрат «ЯрГЭТ». Сейчас оба депо обслуживаются, на каждом организовывается выпуск транспорта, — рассказал 76.RU начальник управления городского пассажирского транспорта департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Сергей Волоканевский. — Есть определённые экономические, технологические риски. Ведутся расчеты. Как только всё просчитаем, так приступим.
Вместо итога
Какой напрашивается вывод из этой ситуации?
Во-первых, информацию об оптимизации мэрия Ярославля публично не озвучивала ни разу. О том, что проект объединения двух депо — практически решённое дело, нам удалось узнать лишь на днях.
Во-вторых, если теоретически для пассажиров всё должно остаться так же, как сейчас, то практически существуют угрозы аварий на троллейбусной сети из-за перегруженности, угроза сокращения персонала, угроза увеличения нагрузки на дороги.
Позже мы продолжили эту историю и выяснили, что на месте депо на улице Городской Вал планируют построить элитный жилой комплекс.