Андрею Кузнецову 18 лет. Он родился и вырос в Данилове. Папа — плотник, мама — парикмахер. На прошлой неделе Андрей вернулся из Финляндии с чемпионата мира среди юниоров по лыжным гонкам. Сборная России, за которую выступает юный спортсмен, заняла второе место. А ведь ещё недавно у Андрея даже не было своих лыж!
Лыжи у Андрея появились интересным образом. Сбор денег на покупку три года назад в Данилове объявили наши коллеги из издания «Северянка». И как видим — не напрасно. О том, через что пришлось пройти Андрею, чтобы попасть в состав cборной России, читайте в нашем интервью.
— Я был очень активным ребёнком, и меня нужно было куда-нибудь отдать. На выбор в Данилове были либо лыжи, либо плавание. Но так как папа у меня тоже лыжными гонками занимался, то отдал меня на лыжи. В первом классе меня отдали в спортивную школу, чтобы я рос большим и сильным. У родителей и у меня надежд не было, что я добьюсь каких-то спортивных успехов. Я и не стремился к этому, но с детства я старался не расслабляться и не пропускать тренировки.
— И в каком возрасте ты понял, что спорт для тебя больше, чем просто хобби?
— В девять-десять лет. В этом возрасте мой тренер увидел, что я сильно стараюсь, но результаты особо не показываю, потому что маленький. Ну он и решил меня на соревнования брать. Мы в первый раз поехали в Подмосковье, в Королёв, на дистанцию 10 километров по лёгкой атлетике, а потом в Шую, Ивановская область. Я там хорошо себя показал.
— А когда возникла первая необходимость в спортивном инвентаре?
— Когда один тренер меня заметил и в двенадцать лет забрал в команду Ярославской области. Я был там самый маленький. Всё лето провёл на сборах в спортивном центре «Дёмино» в Рыбинске. Катался там на роллерах. Три недели там, неделю дома. И так до сентября. А потом в ноябре выезжали на вкатку. Это первый снег так называется.
Всё же больше-то это была инициатива со стороны Саши Савельевой (корреспондент газеты «Северянка», сейчас фотограф 76.RU. — Прим. ред.) — купить мне лыжи. Она хотела мне помочь. Я сначала не хотел помощи просить, а то со стороны это выглядит как попрошайничество. Но потом согласился. Я знал, что «Северянка» собирает мне деньги. Журналисты позвонили моим родителям, предупредили, что хотят помочь, написать статью обо мне.
Мне собрали около сорока тысяч. Лыжи дорогие! Если базовый комплект только тысяч двадцать стоит. Моя семья не могла себе этого позволить.
— Эти лыжи тебе сильно помогли?
— Ну, кстати, не особо. Больше они стали как национальный символ. Чтобы чувствовать, что народ мне помог. Сейчас лыжи стоят в спортивной школе. Пока что не в рамке.
— О чём ты думал, когда на кассе в магазине тебе пробили лыжи, и ты взял их в руки?
— Во-первых, неописуемая благодарность людям. Мой папа постоянно находится в Данилове. Люди его знают и, бывает, когда он разговаривает с прохожими и речь заходит об этих лыжах, бабушки, дедушки говорят, что сдавали деньги. Здорово, что есть понимающие люди, которые скидывались деньгами. И неважно, богатые или бедные, старые или молодые. Все помогли. А во-вторых, было чувство, что я теперь на равных смогу бороться с соперниками своего возраста. Рад, что не буду уступать лыжами. Раньше же моему тренеру приходилось на соревнованиях у знакомых спортсменов одалживать лыжи, чтобы я смог пробежать дистанцию.
— С какого возраста ты в сборной России по юниору?
— С 16 лет. Через многое пришлось пройти. Сейчас, например, у меня шесть дней тренировок и один — отдых. В день по две тренировки. Первая обычно идет два с половиной часа, а вечерняя — около двух. Тренируюсь пять часов в день, грубо говоря.
— Много же времени у тебя уходит на тренировки! А максимум сколько дней не был дома?
— Это было тогда, когда я выступал ещё от Ярославской области. Я тогда на первом сборе сломал палец на волейболе. Пришлось кататься на роллерах с одной палкой. Потом, когда можно было уехать домой, тренер мне сказал: зачем ехать, если я не смогу толком ничего делать из-за этого пальца. Я и остался там. Сорок дней я не видел семью.
А в этом году я впервые не праздновал Новый год дома. Я уехал 27 декабря в Финляндию и приехал ровно через месяц.
— Это первый раз, когда ты ездил на соревнования за границу?
— Нет. Первый раз я в позапрошлом году в Турцию на Европейский юношеский фестиваль ездил. Там я занял первое место в конькобежном стиле.
— Тебя, наверное, половина Данилова знает. Что люди говорят?
— Когда перед первенством мира приехал, почти все на улице останавливали. Поздравляли, потом спрашивали, как бежалось, какие впечатления от Финляндии.
— Ты уже столько лет занимаешься спортом! Были ли моменты, когда хотел всё бросить?
— Бывало. В этом году летом было. Я устроил себе десятидневный перерыв, когда со сборов приехал. Я просто устал морально. Это сложно, когда от дома находишься далеко. Устаешь от одного места, одного и того же цикла времени.
— Наверное, сильно по дому скучаешь?
— Очень! Особенно с 12 по 16 лет скучал. Было даже до слез. Мальчикам не показываешь, но ночью плачешь в подушку. Сейчас попривычней.
— Получалось совмещать спорт с учёбой?
— Сначала да, до девятого класса где-то. Потом тяжко стало. Учителя сначала не шли навстречу. Когда каждый день ходишь в школу, то вообще несложно учиться, а когда на несколько недель уезжаешь на сборы и потом один изучаешь предметы — сложнее. Но я справлялся без репетиторов. Сейчас к экзаменам можно в интернете подготовиться на всяких сайтах.
— Почему ты не ушёл после девятого класса?
— Тренер и родители были против. Они хотели, чтобы я высшее образование получил. Но я хотел после девятого уехать учиться в Рыбинск на физвос. Планировал, что закончу колледж и, если будет желание, пойду на высшее образование тоже на физвос, чтоб в дальнейшем с детьми работать.
Я в Смоленск хочу поступать. Там спортсменам помогают лучше, навстречу идут. У меня много друзей там учится. Я бы приехал, мне бы там полегче было.
— Девушка у тебя есть?
— Нет, пока не нашёл.
— Наверное, и времени-то на неё нет?
— Ну смотря для чего. Если гулять, видеться, то да. А так — общаюсь с девочками.
— А между вами, спортсменами, какие отношения? Больше дружеские или все же конкурентные?
— В быту они всегда обычные парни. Мы общаемся на абсолютно разные темы. Когда у нас день отдыха, нам разрешают съездить в город с базы. То в кино сходим, то в кафе.
— Может быть, у тебя остались какие-нибудь пожелания?
— Я очень благодарен людям. За лыжи и за поддержку. Спасибо моим первым тренерам Елене Ивановне Болотовой и Андрею Александровичу Болотову. Спасибо Андрею Геннадьевичу Шлюндикову, который меня тренировал и поднял к этой высоте. Благодаря ему я — в сборной России.