Управляющая компания Ленинского района перешла на новую систему начисления платежей. В результате более 4700 жителей Ленинского района не получили свои льготы.
Ситуация в сфере начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги и предоставления льгот по оплате, сложившаяся в Ленинском районе, привлекла внимание властей и прокуратуры. Но пока результатов добиться не удалось.
Проблема возникла «не вчера»: еще в феврале 2013 года «Управдом Ленинского района» перешел на новую программу начисления платежей. Эта программа не была адаптирована к условиям Ярославской области и требованиям законодательства. Отсутствовал необходимый информационный обмен между управдомом и органами местного самоуправления, особенно органами социальной защиты.
Такой ежедневный обмен представляет собой обязательное условие своевременного и правильного начисления субсидий и льгот. Однако после перехода управляющей компании на новое программное обеспечение предоставление сведений со стороны управдома прекратилось. Управдом окончательно перешел на новое программное обеспечение в январе 2014 года. Таким образом, управляющая компания нарушила соглашения по информационному взаимодействию со структурными подразделениями мэрии. Одновременно с этим начались задержки с начислением платежей, участились случаи неправильного расчета. Итог оказался печальным: более 4700 получателей льгот не получили свои субсидии.
«Задача не решается на протяжении четырех месяцев. Пока работа управляющей компании не организована должным образом, в результате чего страдают люди, – заявила заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Наталья Шетнева. – Переход на новый программный продукт не может, не должен сопровождаться такими масштабными неудобствами для жителей. Перед столь радикальными переменами, возможно, следовало отработать новую программу на небольшом участке, не проводя таких серьезных экспериментов на целом районе. Когда объектом эксперимента становится целый район – подобные ошибки недопустимы».
В связи с этим мэрия Ярославля обратилась в прокуратуру города. Заместитель прокурора города Любовь Созинова сказала, что в данном случае имеют место нарушения законодательства со стороны управляющей компании. По имеющимся фактам прокуратурой будет внесено представление об устранении нарушений. В случае неустранения нарушений в срок интересы граждан будут защищаться в суде.
Мэрией города разработана и действует с 2000 года автоматизированная система управления городским хозяйством, включающая расчётно-информационные задачи по начислению и сбору платежей за ЖКУ, выплате льгот и субсидий по оплате ЖКУ, а также характеристики жилищного фонда. Система отработана годами как на больших организациях, управляющих сотнями домов, так и на маленьких ТСЖ.
По словам представителей управдома, какие-то меры уже принимаются, перерасчет неправильно выставленных мер социальной поддержки за отопление проведен. Тем не менее, по мнению ДГХ мэрии, несмотря на исправление отдельных недочетов, в целом работа по изменению ситуации практически стоит на месте.
«Управляющая организация может использовать любой программный продукт, – отметила Наталья Шетнева, – но при условии выполнения правил обмена информацией, чтобы социальные службы имели возможность обеспечить соблюдение законодательства по предоставлению льгот».
Это лишь один пример нарушения правил обмена данными. Если же, как в случае с управдомом Ленинского района, такой обмен отсутствует, люди будут вынуждены снова и снова ходить по инстанциям, приносить документы. Уже в июле произойдет массовый перерасчет субсидий. Одиноких пенсионеров, которым заново придется идти в соцзащиту, в Ленинском районе живет 1913 человек.
Проблемы с межведомственным документооборотом возникают не только в сфере ЖКХ. Например, в прошлом году серьезные проблемы в этой области возникли между органами исполнительной власти и региональным Управлением Росреестра.
«Если говорить о взаимодействии между государственными структурами, то это направление развивается. Мы запрашиваем в органах исполнительной власти документы, которые требуются для регистрации и не относятся к документам личного хранения (как, например, паспорт). Мы запрашиваем в ФМС выписку о составе семьи, о тех, кто проживает по данному адресу (этот документ требуется для регистрации перехода права на жилые помещения), запрашиваем документы, подтверждающие сдачу объекта в эксплуатацию, документы из любого органа муниципального образования, касающиеся подтверждения предоставления земельного участка, права собственности, отвода земельного участка, – говорит руководитель управления Росреестра по Ярославской области Наталья Бибикова. – Причем сроки предоставления этих документов достаточно жесткие – в течение пяти дней. Но пока процесс идет достаточно вяло. Мы запрашиваем документы, а их то не находят, то долго присылают. Хотя департамент информационных ресурсов правительства области уверил нас, что даже в самых отдаленных районах имеются все как принимающие, так и передающие средства для электронного взаимодействия. Но пока ситуация сложная – данные передаются то по факсу, то по телефону. Будем в этом направлении работать».