Заболеть туберкулезом может каждый. И хотя болезнь перестала быть социальной и успешно лечится, это серьезное испытание и для пациентов, и для врачей. Особенно если болеют дети. Как проходит лечение? Как живут дети, вынужденные провести в больнице не один месяц? Как распознать коварную болезнь и какие меры профилактики помогут свести шансы заболеть к минимуму? Чтобы получить ответы на эти вопросы, журналисты провели день в Ярославской областной клинической туберкулезной больнице вместе с врачом-фтизиатром Александром Астафьевым.
Утро
На часах 07:00 — в больнице подъем. Встают маленькие пациенты с неохотой: еще бы поваляться в теплой постели, но впереди большой насыщенный день. Сперва зарядка и завтрак, а после обычных утренних процедур — медицинские: сдача анализов, обход врачей и прием лекарств.
В 10 начинаются занятия. У дошколят — свои, у школьников — свои. Ребята, которые находятся в больнице в среднем около года, не должны выпасть из обычной жизни. Чтобы пациенты не отстали по программе от сверстников, для них ведут уроки квалифицированные педагоги.
— Есть небольшая сложность в том, что дети имеют разную школьную программу и уровень подготовки, — говорит завуч Татьяна Елина. — Некоторые предметы мы изучаем меньше часов, чем в обычной школе: изо, технологию, музыку и физкультуру. Экзамены сдаем тоже тут. Дети успешно сдают ЕГЭ и ОГЭ и выходят из больницы не только здоровые, но и с текущими и итоговыми оценками.
Врачи приходят на работу к восьми и сразу же собираются на утреннюю конференцию. Как чувствуют себя юные пациенты, как едят, какая реакция на препараты, кто температурил и на кого обратить особое внимание — важна любая мелочь, чтобы лечение было максимально эффективным.
Во время Первой мировой войны гражданское население из-за туберкулезной инфекции сократилось почти на два миллиона человек. Туберкулез был весьма распространенным и смертельно опасным заболеванием. Именно тогда начали работать противотуберкулезные диспансеры и санатории. Ярославская туберкулезная служба появилась 110 лет назад и спасала жизни в разные периоды нашей истории.
— Сейчас благодаря прогрессивной медицине ситуация намного стабильнее, но любой ребенок, который живет в большом городе, может заразиться от взрослого больного, — рассказывает заведующий детским стационарным отделением Александр Астафьев. — На иммунитет ребенка влияет только взрослый организм, как правило, при длительном воздействии. При этом статистика смертности очень низкая. Для этого мы и работаем.
День
С 12:30 до 13:00 у детей обед. А после — второй прием лекарств и инъекции. Препараты важно принимать по часам, поэтому медсёстры и санитарки специально объявляют об этом и следят, чтобы всё было вовремя.
Затем тихий час для младших и полдник. Когда ребенок болен туберкулезом, питание играет особую роль, поэтому за рационом пристально следят. Еда должна быть вкусной и полезной.
— Наше детское отделение работает круглосуточно. На постах всегда есть заботливый дежурный персонал — медсёстры и санитарочки, — говорит Александр Астафьев. — Также в поликлинику приходят врачи-специалисты: невролог, ортопед, лор, детский гинеколог и врачи-лаборанты. Каждый из докторов прошел дополнительную подготовку по фтизиатрии. У нас дружная и компетентная команда, которая знает историю болезни каждого ребенка.
Лечат маленьких пациентов комплексно. Для этого в больнице есть все условия: современное оборудование и препараты, кабинеты физиотерапии и ЛФК. Пациенты из Ярославля могут приходить на дневной стационар, иногородние находятся в больнице круглосуточно. Иногда ребенка госпитализируют с одним из родителей. Дети, которым нужна реабилитация после перенесенной болезни, а также мальчики и девочки из групп риска проходят оздоровительные процедуры в санаторном отделении.
Для всех в больнице есть удобные палаты повышенной комфортности с санузлом и душевыми, просторные классы, игровые комнаты и детские площадки. А еще с детьми работает арт-педагог.
— Я помогаю детям укрепить свое психическое здоровье, — рассказывает Светлана Кожохина. — Они принимают сильные препараты и скучают по дому, а арт-терапия благотворно влияет на весь организм, снимает тревожность. Мы создаем мандалы — рисунки в круге. В основном дети рисуют природу, животных или свою семью.
Вечер
Вечером у ребят — свободное время. Если на улице хорошая погода, все отправляются на прогулку. Свежий воздух и физическая активность играют в выздоровлении особую роль. Потом младшие смотрят мультики или играют, старшие делают уроки, читают, находят занятия по интересам.
А потом — ужин и отбой. Дошколят и учащихся младших классов укладывают в девять, ребята повзрослей ложатся в десять. Вот и еще один день позади на пути к выздоровлению.
Профилактика
Чтобы до болезни и долгого лечения в стационаре всё-таки не дошло, фтизиатры советуют вакцинировать малыша на третий день после рождения. Дети с прививкой БЦЖ-М, как и дети без прививки, могут заразиться туберкулезной палочкой, но вакцинированные дети заболевают гораздо реже и в более легкой форме благодаря «обученной» иммунной системе. Если мама боится делать прививку, то чтобы убедиться, что медотвода нет и ребенок подружится с вакциной, стоит пройти специальный тест для выявления дефектов в иммунитете, который можно сделать в Ярославской областной туберкулезной больнице способом KREC/TREC.
Диагностировать туберкулез на ранних стадиях можно тремя способами: с помощью Манту (до 7 лет), Диаскинтеста (с 7 до 18 лет) и альтернативным способом T-SPOT. Если Манту показывает само наличие туберкулезной палочки в организме ребенка, то Диаскинтест говорит о ее активности. Бывает так, что реакция Манту положительная, а Диаскинтест отрицательный. Это значит, что туберкулезная палочка «спит», окруженная иммунными клетками. И в организме всё хорошо.
— Разница между Диаскинтестом и способом T-SPOT в том, что последний происходит без ввода препарата в кожу ребенка. Поэтому он популярен у антипрививочников и детей с медотводом по особыми показаниям, — отметил Александр Астафьев. — Т-SPOТ можно сделать в лаборатории детского туберкулезного отделения.