«Куда прете, не видите – белье развешено!» – кричит женщина из окна первого этажа мальчишкам, решившим погонять мяч на площадке. Но вместо открытой территории, где можно вдоволь побегать и порезвиться, их «встречает» постельное белье, колышащееся на ветру. И строгая женщина из окна напротив. Такую картину мне пришлось наблюдать совсем недавно. Почему-то многие воспринимают дворы многоэтажек, в которых они живут, своей собственностью. Особенно сильно это чувство обостряется летом.
До недавнего времени я считала, что свадьбы во дворах и развешенное на веревках белье – это пережиток прошлого. Или кадры из старых советских фильмов, где все живут мирно и дружно. Однако, как выяснилось, это не так. Моя родственница недавно переехала в высотку, которую пару десятилетий назад возвели между двухэтажными бараками. Так вот, с первых дней своего проживания на новом месте женщине пришлось свыкнуться с тем, что у нее во дворе жители бараков регулярно вешают мокрое белье на веревках, протянутых между столбами. И причем делают это прямо на пешеходных дорожках или рядом с детскими площадками. И при этом страшно возмущаются, когда мальчишки и девчонки, в том числе и сын моей родственницы, случайно заденут или испачкают полотна простыней или вереницу платьев и рубашек. Здесь же играют свадьбу. Прямо во дворе. Между гаражами ставят столы, стулья, приносят магнитофон с колонками. И все бы ничего, если бы празднество традиционно не затягивалось глубоко за полночь. Летом, когда открыты все окна. Я не против свадьбы. Я против ночных посиделок во дворе под оглушительные аккорды популярных и не очень песен и под будоражащие тишину пьяные вопли.
Людмила Данилина родилась в 1984 году в Куйбышеве. Образование – высшее. Свой первый материал написала в 16 лет в рубрику «Проба пера» в газете «Волжская заря». С тех пор ее публикации выходят регулярно. Замужем, детей нет.
А во дворе, где живет моя подруга, автовладельцы регулярно устраивают мойку машин. Прямо под окнами. И чтобы выйти из подъезда, жителям домов приходится сначала преодолевать препятствие – несколько метров грязи. Одного такого «помешанного» на чистоте водителя пережить можно, а терпеть множество «мойщиков» – весьма проблематично. Подруга жалуется, что на все попытки сделать им замечания мужчины отвечают примерно одинаково: «А че Петьке из сотой / Диману из тридцатой / Стасу из восьмой можно, а мне нельзя?» Причем список этих отсылок к тому, кто тоже моет машины во дворе, настолько огромен, что вычислить в нем того самого первопроходца, первым помывшего своего «железного коня» под окном из шланга, протянутого с кухни, невозможно. И это еще хорошо, что автолюбители отговорятся невинной фразой, а не пошлют куда подальше. С таким отношением моя подруга, которая, кстати, тоже водит машину и еженедельно приводит ее в порядок на мойках, сталкивалась неоднократно.
Другой мой знакомый страшно возмущен тем, что его соседи отгораживают себе место под парковку. Ставят на выбранный ими участок какие-то таблички, стулья или знаки. А потом страшно возмущаются, что их место кто-то занял. Порой такие возмущения перерастают в драку. Я вообще все чаще и чаще замечаю, что люди сейчас совершенно не могут решать вопросы мирно. Если что-то не так – сразу начинают кричать, топать ногами и набрасываться с кулаками на оппонента. В такие моменты любимая фраза героя произведения «Малыш и Карлсон» «Спокойствие, только спокойствие» просто незаменима.
Но я отвлеклась от темы. В микрорайоне, где живу я, распространены пикники во дворах. С шашлыками и кострами. И, как правило, посреди зеленой зоны. Или непосредственно под окном, чтобы за ледяными напитками не надо было никуда ходить, а просто попросить оставшихся в квартире друзей передать баночку-другую через форточку.
Отдельная тема – цветы, посаженные посреди двора. И, как правило, в очень неудобном месте. Причем неудобном никому, кроме садовода-любителя. Не раз слышала рассказы от энергетиков о том, что очень пожилые или еще совсем не старые женщины просто со слезами на глазах просят не рушить их палисадник, разбитый в аккурат над проложенным под землей кабелем. И неважно, что из-за них жители целого подъезда рискуют остаться без света. Обескураживает при этом фраза: «Да я знала, что тут кабель лежит. Несколько лет назад его чинили. Ну вы как-нибудь отремонтируйте, цветы не трогая». Вопрос, как именно починить поврежденный электрокабель, проложенный под землей, не раскапывая палисадник, остается открытым.
Почему мы воспринимаем двор своей собственностью? Почему считаем, что нам захватывать территорию для каких-то своих целей можно, а вот соседям по дому ну никак нельзя? Может, стоит перестать относиться ко всему потребительски и не считать, что весь мир вам чего-то должен, в том числе и предоставлять двор многоэтажек для личных нужд.