Одна из насущных проблем ярославцев, которая появляется из года в год, — чистка города от снега. Автомобилисты жалуются на опасные дороги из-за снежной каши на асфальте, а пешеходов приводят в бешенство нечищеные тротуары, через которые часто просто невозможно пройти. В моменты отчаяния и злости от ситуации на улицах Ярославля зимой местные жители начинают обвинять во всём власть.
Депутат муниципалитета Ярославля Любовь Сурова высказалась по этому поводу и объяснила, почему она не в силах как-то существенно повлиять на ситуацию с уборкой города. Далее — от первого лица.
«Полномочия муниципального депутата скромные»
Очень часто приходится слышать в свой адрес: «Не занимайтесь тем, а лучше займитесь этим». Например, очисткой города от снега. Понимаю, что людей волнуют проблемы города, как и меня. Но еще меня волнует, что люди даже на элементарном уровне не понимают устройство системы государственного и муниципального управления.
Единственный вариант, который я могу применить для улучшения ситуации с расчисткой дорог, — взять в руки лопату и начать их чистить. Конечно, депутат может потребовать увеличить расходы на дороги при обсуждении муниципального бюджета. Но поскольку денег свободных нет, то расходы на одну статью можно увеличить, лишь сократив расходы по другой статье. Но даже если идти по этому не самому разумному пути, коренным образом ситуацию это всё равно не изменит.
Да, можно повысить эффективность и без дополнительных затрат. Но это системная работа, которая возложена на исполнительную власть. Она должна искать варианты максимально эффективного расходования выделенного бюджета. И оценку своих усилий в этом направлении она получает на выборах.
Полномочия же муниципального депутата довольно скромные. О них можно почитать в Законе Ярославской области от 8 мая 2014 года № 13-з «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Ярославской области». И там вы не найдете пункта, что муниципальному депутату положено «кольцо всевластия».
Каждый должен действовать в рамках своих полномочий, и одна ветвь власти не должна подменять собой другую или вмешиваться в ее работу за исключением случаев, когда берется в руки лопата и оказывается непосредственная помощь на месте. Дело само по себе неплохое, даже несколько эффектное, но, увы, только в масштабах отдельно взятого двора, а не города.
Проблема есть, а денег нет
Не хочется выступать в роли ментора, но, находясь в системе муниципальной власти, я искала возможные варианты решения проблемы, изучая опыт российских и зарубежных городов. И с удивлением обнаружила отсутствие заинтересованности у коллег. Объяснялось это просто: есть ответственная за уборку снега организация — пусть она и решает проблему. Прийти на помощь никто не спешит.
Ни разработка системы, предусматривающей совершенствование логистики выезда уборочной техники, ни возможность аренды техники и водителей у организаций и предприятий, ни другие идеи не вызывают заинтересованности. И получается, что на повестке всегда один ответ: да, есть проблема, но нам для ее решения недостаточно денег. А когда-то их бывает достаточно?
Если проблему нельзя решить, можно хотя бы снизить ее остроту. А можно просто потерпеть четыре месяца критики, а иногда и проклятий в адрес властей, а там проблема уже и сама решится. И каждую новую зиму повторяется одно и то же. Проблема не в депутатах, у них нет полномочий подменять собой исполнительную власть. Хотя, с другой стороны, иногда муниципальный депутат — единственный представитель органов власти, до которого человек может достучаться. И это тоже проблема — что исполнительная власть не слышит людей и просто ждет весны.
Согласны с автором?