Микрорайон Промышленный, пожалуй, самая маленькая жилая единица в структуре Ярославля. Он состоит всего из трех пятиэтажек и восьми одноэтажных домиков, рассчитанных на четыре семьи. Сами жители считают датой появления микрорайона — 1918 год. Он возник при воинской части, которая здесь находилась долгое время.
В 2018 году в центре микрорайона даже поставили памятный камень в честь векового юбилея. И это была одна из немногих новостей, которую написали об этом месте СМИ. В остальном же окруженная промышленными предприятиями и соседствующая с Осташинским кладбищем жилая зона стоит, как будто бы забыта всеми. В том числе и властями. Мы съездили в микрорайон и узнали, как там сейчас живут люди.
Один автобус на всех
Чтобы заехать в микрорайон, нужно свернуть с Промышленного шоссе на Промышленную улицу. От этого перекрестка до домов — около полукилометра. Как правило, местные жители преодолевают это расстояние пешком, так как в микрорайон заезжает только один автобус № 62. Остальной транспорт идет по Промышленному шоссе.
— Это большая проблема, — подтвердила нам местная жительница Светлана, с которой мы разговорились на улице. — И еще больше усугубляет ситуацию то, что тротуар до Промышленного шоссе нам не чистят. Сейчас там протоптана тропинка в сугробе. И по ней каждый день вынуждены до автобусов ходить и пожилые люди, и дети, которым надо в садик или школу.
В самом микрорайоне нет ни садика, ни школы, ни поликлиники.
— Раньше был свой детский сад, но сейчас он уже не функционирует. Все детей возят в другие места. В поликлинику мы ездим на улицу Юности. Приходится выходить на час или два раньше, чтобы попасть на автобус № 62 — днем он ходит редко, — пожаловались местные пенсионерки.
Раньше в поселке была и своя баня. Сейчас бабушки о ней вспоминают с трепетом.
— У нас в квартирах есть ванны и все остальные удобства. Но баньку ничто не заменит. Я сама из деревни и очень люблю баню, — поделилась 86-летняя Лидия Савелова.
Из инфраструктуры — магазин и площадка с камнем
Все, кто сейчас живет в Промышленном микрорайоне, раньше служили или работали в воинской части, пока та около 15 лет назад не была ликвидирована. Поселок передали городу. Несколько раз перекидывали из Дзержинского района в Ленинский и наоборот. Сейчас эта территория приписана к Брагину. Дома обслуживает управдом Дзержинского района. К нему у жителей тоже есть претензии.
— У нас дома были построены 35 лет назад. За это время один раз только в них делали ремонт. Стены уже осыпаются, — жалуются люди.
Из всей инфраструктуры в микрорайоне только один магазин.
— Здесь как в поселке. Все покупатели местные, все свои. Летом пиво пользуется популярностью. Бабушки хлеб, печенье, молочку берут, — рассказала продавец, которая сама приезжает на работу из другой части Дзержинского района.
Местные, правда, жалуются, что магазин пользуется монопольным положением и сильно взвинчивает цены. Через дорогу от микрорайона недавно открылся сетевой супермаркет. Часть покупателей теперь ходят в него. Кто-то возит продукты, как говорят сами жители, «из города».
«Привыкли уже»
Соседство с промышленными предприятиями и кладбищем жителей не тревожит.
— Кладбище от нас в километре или даже больше — через лесок, — говорят они.
А главная достопримечательность поселка — это благоустроенная бывшим активистом Евгением Перцевым площадка между пятиэтажек.
— Его уже нет в живых — умер от ковида. Это он тут елочки посадил, скамейки поставил, флаг повесил. И камень тот самый памятный в честь 100-летия поселка организовал. Только его сейчас не видно — всё снегом завалило, — говорят местные.
Впрочем, снегом частенько заваливает весь микрорайон. Жители говорят, что чистят его плохо.
— К нашим маленьким домам не подъехать! — возмутилась одна из жительниц одноэтажек.
А сразу за маленькими домами в поселке проходит глухая стена — за ней территория бывшей военной части. Что там сейчас, никто особо не знает. Местные говорят, что какие-то склады, гаражи. Вход за стену охраняется работающим КПП.
— Тут в основном и живут те, кто и раньше жил. Новые люди редко приезжают. Только, если кто-то квартиру продаст, — рассказала Светлана. — Но у меня, например, нет мысли уезжать отсюда. Привыкли уже. Здесь тихо, спокойно, есть где с собаками погулять. Почти все друг друга знаем.