30 декабря исполняется ровно два года с момента объявления первого иноагента из Ярославля. Под занавес 2021-го в список иноагентов Минюста внесли кинопредпринимателя, основателя киноклуба «Нефть» Андрея Алексеева. Он попал на 111-ю строчку. И далее вместе с новым статусом в жизнь Алексея вошла плашка на два десятка слов, ежеквартальные отчеты и другие заботы.
46-летний Андрей — радиоведущий, блогер, кинопредприниматель. Окончил факультет русской филологии и культуры ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, затем работал на радиостанциях «Элис» и Love Radio, арт-директором кинотеатра «Родина» и гендиректором киноклуба «Нефть», базировавшегося в одноименном кинотеатре в ДК «Нефтяник». Идейный создатель нескольких крупных проектов в городе, в том числе кинопоказов под открытом небом в Музее заповеднике и видеоинтервью «Лучшие люди города»,
Корреспондент 76.RU связалась с ярославцем, чтобы узнать, как за два года в новом статусе изменилась его жизнь.
«Иностранный агент» — статус, присваиваемый в России некоммерческим организациям, средствам массовой информации, физическим лицам и незарегистрированным общественным объединениям, которые получают иностранное финансирование и занимаются политической деятельностью внутри России. Статус «иноагент» появился в 2012 году после принятия поправок к закону «О некоммерческих организациях».
— Как изменилась ваша жизнь в последние два года? Утомляют плашка, которая должна быть определенного размера, отчеты Минюсту или само наличие статуса? И почему?
— Из изменений за последние два года нужно отметить, прежде всего, необходимость строго соблюдать гигиену в социальных сетях. Никогда не забывая, что плашка является неотъемлемой частью любого сообщения и даже комментария, из-за этого комментариев, например, от меня во всех соцсетях стало гораздо меньше. Отчеты в Минюст, это тоже немного напрягает, но стало такой повседневной рутиной. Больше всего раздражают, конечно, судебные разбирательства и некоторые издержки, которые мы несем в этой связи. Поскольку в рамках некоего мониторинга за нашими публикациями время от времени у надзорных органов возникают какие-то вопросы, которые мы вынуждены в судебном порядке разрешать. Мы надеемся, что в двадцать четвертом году нам удастся избавиться от статуса.
— Какой была причина внесения в реестр? И как вы планируете избавляться от статуса?
— Причину внесения меня в реестр мы выяснили через несколько месяцев буквально сразу после внесения. Нам ответили: «Из-за иностранного финансирования». Да, мы этого и не скрывали. Мы работали с немецким фондом Фридриха Наумана «За свободу» и соответственно делали совместные медиапроекты. Но это финансирование закончилось в самом начале 2022 года. Соответственно, уже более полутора лет этого финансирования нет. Основание для внесения в реестр исчезло, поэтому наш новый, 2024 год мы начнем с заявления в Министерство юстиции с просьбой о снятии с меня статуса из-за исчезновения причины.
Фонд Фридриха Наумана «За свободу» следует идеалам протестантского богослова Фридриха Наумана, который в начале прошлого века был ведущим немецким либеральным мыслителем и политиком. Фонд был основан в 1958 году первым президентом Федеративной Республики Германия Теодором Хойссом. Слова «за свободу» появились в названии фонда в 2007 году. Своей целью фонд называет «укрепление гражданского общества». При его поддержке в России проходили выставки, научные конференции, показы фильмов и книжные ярмарки. В апреле 2022 года Минюст исключил московский филиал немецкого фонда из реестра филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Московский офис курировал работу в России, Казахстане, Киргизии и Таджикистане.
— Какое влияние оказывает приставка «иноагент» в вашей сегодняшней деятельности? Стал ли киноклуб «Нефть» менее популярным после внесения в список Минюста?
— Надо отметить, что у людей, с которыми мы общаемся, взаимодействуем, со зрителями, которых мы вовлекаем во все наши проекты, нет никаких проблем в плане иноагентства. Это никого не отпугнуло. Напротив, проект «Нефть» существует, укрепляется, развивается по мере сил в ныне существующих обстоятельствах. Количество подписчиков на наших ресурсах растет, поэтому мы продолжаем и для аудитории. Как выясняется, этот статус — не более чем такой знак внимания со стороны государства, которым меня отметили, но ни в коем случае не пугающее клеймо, какая-то «нерукопожатность», ничего этого нет и в помине.
— Расскажите о ваших планах на 2024 год? Какие проекты ждать Ярославлю и России?
— Кроме того, что мы собираемся снять с себя статус в 2024-м, мы собираемся продолжать работать на творческой ниве. И мы надеемся, что наши кинопоказы продолжатся и мы будем развивать новые форматы. Вероятно, это будет формат лектория. В следующем году киноклубу «Нефть» исполняется 10 лет. У нас будет юбилейный год, и, соответственно, юбилейные события тоже будут. Уверен, год будет насыщенным.
«Ну, и кто знает, может быть, мы доживем до лучших времен. Хочется верить, что они уже близко»
*признан в РФ иноагентом
Напомним, что также в числе иноагентов ярославский активист Ярослав Сироткин и издание «Ярновости».