Ярославцы массово жалуются на то, что в стационарах больниц региона пациенты заражаются коронавирусом. Попадая в больницу с другими проблемами, люди рискуют уехать в ковид-госпиталь и уже не вернуться оттуда. Из-за подобного стечения обстоятельств ярославна Галина Недоступова потеряла мать. Женщина рассказала свою историю:
— Сложилась такая ситуация, что по скорой помощи мама с ишемическим инсультом попадает (предварительно проверенная на ковид — отрицательно) в областную больницу, где ее кладут в палату с ковидными больными. Естественно, она заражается. На вопрос лечащему врачу, как так получается, что человека кладут в палату, где уже царствует инфекция, врач отвечает: «У нас нет такой возможности всех проверять на ковид», — написала Галина Недоступова на странице врио губернатора Ярославской области Михаила Евраева.
По словам женщины, ее мать перевезли в больницу № 3 на улице Маяковского, где лечат ковид-больных, и через неделю пенсионерка скончалась от инфекции.
— Сейчас сценарий повторился. Папа попадает с аритмией в областную больницу, проверенный на ковид (отрицательно), так как готовились к санаторию. Сегодня его должны были выписать, но увезли целой палатой в больницу № 3 с ковидом. За день до этого увезли соседнюю палату в ковид-больницу. Хочу узнать, как долго будет продолжаться этот беспредел в областной больнице? Почему больные, поступившие без признаков COVID-19, в массовом порядке, целыми палатами отправляются в ковидные больницы? Несет ли кто-нибудь ответственность за всё это? Это наша боль — потеряв маму, очень не хотим потерять папу, — просит о помощи Галина Недоступова.
Оказалось, что такой случай далеко не единичный. Другие ярославцы в соцсетях рассказали о похожих ситуациях.
— Брат лежал с инсультом, в отделение никого не пускали. Брат лежачий. Отлежал 17 дней и умер, заразившись ковидом. В справке о смерти написано: «инсульт, ковид», — написала в группе «Жесть Ярославль» Елена Киселева.
— Муж лежал в Карабихе с ковидом недавно. К ним в палату несколько человек привезли с ковидом из областной. Один мужчина был с инсультом, половина тела парализована, — рассказала Оксана Серова.
— На той неделе в областной больнице сделали плановую операцию на сердце моей тете, а через 3 дня нашли ковид и отправили в госпиталь. До поступления тест был отрицательный, сейчас лечат от ковида, про сердце никто и не вспомнил, швы начали загнивать, хирургов там нет, нас не пускают и не слушают, — пожаловалась Марина Харитонова.
— Я планово легла в областную в сентябре, прошла ПЦР-тест за три дня, через три дня я заболела там ковидом. Это кошмар, женщина в палате умерла от ковида, другую в Тутаев перевезли, — поделилась своим опытом Юлия Лебедева.
— Моего папу в октябре тоже привезли с сердечной недостаточностью. И заразили там ковидом. При выписке сделали тест и при положительном тесте папу сразу перевели в Тутаевский госпиталь на скорой. Папа умер. Тысячу раз проклинала областную больницу, почему не делают экспресс-тесты при поступлении больных? Почему люди с хроническими заболеваниями, леча основной свой недуг, оказываются в гробу от другого?! Отправили папу в больницу на своих ногах, а забрали в гробу! В палате он не один оказался с положительным тестом. В палате кашляли. Папа думал, кашель у мужчины от сердца был. Не от сердца, оказалось, — негодует Елена Тараканова.
— Моего папу на скорой увезли в кардиологию в областную больницу, за два дня до выписки положили ковидного больного, папа заразился, через 10 дней умер, и всем плевать, ничего не докажешь, — Елена Бубнова.
Ответ областной больницы
Ситуацию прокомментировал главный врач Ярославской областной больницы Александр Корнилов:
— В начале поясню ситуацию, которую описала Галина Недоступова на странице врио губернатора. Мы разобрали случай заболевания ее мамы и выяснили, что она заразилась еще до госпитализации в нашу больницу. Такой вывод мы сделали на основании того, что температура у женщины поднялась буквально через день после госпитализации. Но у заболевания есть инкубационный период, который чаще всего длится 5–7 дней. Не могло быть такого, чтобы она заразилась у нас и у нее сразу же поднялась температура — заболевание не развивается так быстро. Признаюсь, когда я увидел этот пост, мне стало обидно за больницу. Потому что мы очень много делаем, боремся за каждого пациента.
Главный врач уверен, что во всех случаях заражение происходило не в стационаре областной больницы.
— Безусловно, такие случаи происходят. По каждому мы проводим эпидрасследование. И могу сказать, в 100% случаев люди заражались не у нас, они уже приезжали зараженные. У нас было несколько проверок — ни одна из них не выявила серьезных нарушений. Инфекция приезжает вместе с пациентами. Из 100–120 больных, поступающих к нам в сутки, около 50% — экстренные. Кто-то без сознания. Но при этом мы всё равно по каждому стараемся собрать анамнез (не у самих пациентов, так хотя бы у родственников) — был контакт с зараженными COVID-19 или нет, проводим термометрию. Каждого пациента обязательно осматривает терапевт на предмет выявления симптомов новой коронавирусной инфекции. Если человек поступает с пневмонией в пульмонологическое отделение, мы обязательно берем у него на этапе госпитализации мазок. Но мы всё равно его принимаем и начинаем лечить. Если через день-два приходит положительный результат, мы его переводим в другую больницу. При этом проводим все необходимые противоэпидемические мероприятия, обрабатываем палаты, пути следования этого пациента. У нас с самого начала эпидемии был обустроен отдельный приемный покой для больных с внебольничными пневмониями. Если есть возможность, то новых экстренных пациентов мы стараемся помещать в отдельные палаты или хотя бы в двухместные, чтобы было меньше контактов с другими пациентами. Но понятно, что не всегда есть такая возможность. Например, реанимация одна. Там есть перегородки, но в целом это один блок. Если у кого-то появляется температура, симптомы COVID-19, сразу делаем мазок. Также берем мазки у тех, кто контактировал с этим человеком. И по результатам тестирования уже принимаем решение о переводе на инфекционные койки в ковид-отделения.
«98% больных, которых мы перевели в ковид-отделения, — это люди, которые не были привиты»
Это точно, потому что о каждом случае, когда заболел привитый человек, мы должны сообщать в Роспотребнадзор — они отслеживают случаи неэффективности прививки. И у нас таких случаев было всего пять. Это ничтожно мало. Основная же масса — непривитые. При этом среди привитых заболеваемости практически нет.
Ковид не только в областной
Между тем истории, когда коронавирус проявлялся во время лечения в стационаре, есть и в других лечебных учреждениях.
— История из «Железнодорожки». Папа ложится снижать сахар с отрицательным тестом, через неделю выгоняют с ковидом. Сосед по палате говорит: «Неудивительно, за неделю до тебя отсюда двоих с температурой увезли». Вопрос: нафига его положили в эту палату? — рассказала Вера Коровина.
Мы запросили информацию у департамента здравоохранения, как он оценивает ситуацию и какие меры принимаются для предотвращения случаев заражения людей в больницах. Ждем ответ.
Напомним, в Ярославской области рассматривается возможность массового применения в больницах экспресс-тестов. Но пока власти видят в этом больше минусов, чем плюсов.