Друзья, мы продолжаем битву районов. И о любви к Ярославлю попросили рассказать жителей районов и микрорайонов. Сегодня публикуем колонку нашей коллеги — редактора издания «7х7» Марины Седневой. Марина рассказывает о плюсах и минусах жизни на Липовой горе.
Переезд мой на Липовую был случайным. Интерес и теплые чувства к микрорайону, откуда в час пик быстрее доехать до Костромы, чем до центра города, появились потом. Может быть, с весной — в мае Липовая похожа на райский сад. А может быть, с пониманием, что нет плохих районов, есть сбитая оптика. Рассказываю, как мне живется по соседству с общагами, железной дорогой и Радиозаводом.
Как я оказалась на Липовой
В жизни до я обитала в центре и предполагала, что хуже Фрунзе может быть только Брагино. Обстоятельства предоставили мне возможность пересмотреть установки, когда хозяйка очередной арендованной квартиры попросила съехать. И чем быстрее, тем лучше.
Подруга тогда долго не могла сдать свою прежнюю квартиру на Липовой горе. Первый этаж, новостройка, комфортная арендная плата — договорились быстро, так что 2018 год я отмечала в новом месте.
Спустя три четверти года, когда снова пришлось съезжать, сил искать другое жилье не было. Я зашла на сервис объявлений, отсортировала предложения по фильтрам и ткнула в объявление о сдаче квартиры в доме напротив.
Дороги
Переехала я уже после того, как по нацпроекту сделали улицу Пирогова. В микрорайоне появилась хотя бы одна дорога, по которой можно было проехать на обычной машине. Позже отремонтировали Индустриальную. Тоже, кстати, улицу микрорайонного значения. Еще на сезон власти обошли Липовую своим вниманием, а в 2020-м подлатали сразу два небольших участка. Таксисты перестали ругаться, подъезжая к дому, где я живу. Жить стало веселее.
Только вот пешеходная часть даже отремонтированных улиц не тянет и на троечку. Если осень, весна, дождь или оттепель, ботинки чаще всего хочется выбросить, чтобы не превращать квартиру в комнату для грязи.
Мне особенно нравятся два участка. Первый — на части той самой улицы Пирогова. Тротуара в нашем привычном понимании там с одной стороны местами не существует. Но иногда приходится выбирать именно эту сторону, потому что с другой хоть и асфальт, да весь скрыт лужами. Второй — у школы № 73. Перед очередным учебным годом дорожку перед ней закатали в асфальт, что не мешает половине уходить под воду из-за перепада высот. Канавы по бокам с возложенной на них функцией водоотведения, к сожалению, не справляются.
Иногда, пробираясь по лужам и грязи в магазин, я размышляю: что подумал бы иностранец, скажем, англичанин, оказавшись средь непогоды в самом сердце Липовой? Ужаснулся бы — или философски купил резиновые сапоги?
Транспорт
В последние месяцы я работаю удаленно и стараюсь не выезжать из района или в район в часы пик. Пробки на Фрунзе и Тормозном были моим утренним проклятьем в офисные времена. Единственный плюс — на Липовой еще можно найти свободное местечко в автобусе. На всех остановках далее по маршрутам люди утрамбовываются в проходах. Подозреваю, что ярославцы из Дядькова или с Сокола способны силой мысли сжиматься так, чтобы все-таки протиснуться в салон.
Я пользуюсь общественным транспортом и в целом не вижу катастрофических проблем с организацией маршрутов. Нет прямого автобуса до Перекопа и по Свободе пока ездит только крохотная маршрутка № 45. Зато можно без пересадок уехать кататься на лыжах в Яковлевский бор или добраться на любой нужный вокзал. Транспортная реформа, которую мэрия усердно готовит к релизу, практически не поменяет существующее положение дел. Что же до пересадок, сейчас мне приходится использовать перекладные, когда еду преподавать в один из корпусов ЯрГУ. Дорога туда и обратно выходит на 112 рублей.
Такси дешевым не бывает никогда. На неделе ездила в художественный музей — чек 227 рублей. Вернуться из бара вечером субботы стоит 350–450 рублей. В среднем такую же сумму нужно заложить на возвращение домой с Ярославля-Главного после поездки в Москву. До аэропорта ехать 20 минут, но зимой возвращение по прилету стоило 431 рубль. И на том спасибо — большинство агрегаторов отказались принять заказ.
А еще на Липовой есть одноименная железнодорожная станция. С нее можно уехать на дачу, в Нерехту, Кострому, Данилов или на одну из городских станций по пути. Я ездила в Данилов — удобно и атмосферно.
Инфраструктура
Почему я говорю, что на Липовой есть все для жизни? Сами смотрите.
Детские сады и школы.
Дом культуры «Радий».
Центр физической культуры и спорта «Молния» и стадион.
Парк.
Библиотека.
Почта.
Магазины трех известных продуктовых сетей и двух бытовых.
Рынок.
Сетевая пекарня.
Точка городского фастфуда.
Пункты выдачи популярных сервисов доставки.
Фотосервис с печатью документов.
Больница.
Отделение Сбера.
Выше уже упомянула близость аэропорта.
Проехав по Фрунзе, можно, не выезжая из района, добрать недостающие жизненные опции: фитнес-клуб, аквапарк, кафе, гипермаркет, платный зубной врач, каток, школа искусств.
Фотосервис, где еще и документы печатают, обнаружила, когда спешно готовила документы на визу. Профи там не работают, но функции свои выполняют.
Летом и осенью я хожу на рынок за овощами и яблоками с огородов. Рядом беру фермерский творог на вес. За сыром отправляюсь в местную продуктовую сеть. А из предложений пекарни мне нравятся ягодные корзиночки. Если добавить к этому доставки продуктов прямо домой, поездки в супермаркет можно вычеркнуть из списка дел.
Люди
С точки зрения социального благополучия Липовая — царство контрастов. Новенькие кирпичные дома окружены старым фондом и общежитиями, которые внушают мне ощущение опасности. На улицах легко встретить людей с алкогольной зависимостью, бездомных, детей из семей в трудной жизненной ситуации. В то же время парковки забиты неплохими авто.
Из новостей начала нулевых я знаю, что коренные обитатели Липовой были недовольны соседством с цыганским табором, который обосновался в бывшем поле за железной дорогой. Не думаю, что социальная напряженность по этому вопросу осталась в прошлом.
При этом тут легко дружить с соседями, ходить друг к другу в гости, собираться на лавочке во дворе. В доме, где я живу, есть традиция оставлять хорошие ненужные вещи на подоконнике у входа в подъезд. От этого веет заботой, добрососедством. Продавцы и продавщицы в магазинах со временем узнают в лицо, обращаются с теплотой, советуют свежее.
Развлечения
Ходить за продуктами и налаживать добрососедские отношения — это не весь список развлечений на Липовой.
Парк Победы в микрорайоне небольшой и двухуровневый, поэтому зимой классно кататься на ватрушках. Пришла его очередь на благоустройство, так что в 2021 году там не очень-то погуляешь. Или побегаешь. Я включаю парк в свои беговые маршруты чаще, чем стадион возле него.
Бегать можно и вокруг пожарного пруда. Он, правда, тоже небольшой — едва ли 400 метров диаметром. Оббежав парк и пруд, можно податься в сторону частного сектора. Машин там почти нет, воздух чистый, пейзаж не приедается.
В 2020 году я открыла для себя беговой маршрут по «посадкам». Так называют длинные рощи вдоль железной дороги. После дождя он превращается в поистине экстремальный. Решите участвовать в «Гонке героев» — приезжайте тренироваться.
На стадионе в основном играют в футбол. Редко захожу туда с ковриком на зарядку. Зимой, покрытый снегом, он выглядит более ухоженным, переходя под контроль лыжников.
По всему микрорайону рассыпаны детские городки, спортивные площадки и качели. Если вы не целевая аудитория этих объектов, можно ходить туда-сюда или заглянуть в бар и кафе. Я предпочитаю ходить туда-сюда.
Летом 2020-го перед домом культуры поставили экран и весь вечер крутили фильмы. Кажется, так отмечали День российского кино. Я случайно проходила мимо и удивилась, как много собралось зрителей. Сидеть было почти негде, сумерки сгущались, дети бегали вокруг. Подростки хрустели чипсами, купленными тут же, через дорогу. От этой картины веяло уютом и добротой. Людям чаще, чем раз в год, нужны поводы вот так запросто посидеть вместе под открытым небом, посмотреть кино.
Перспективы
Неспроста я написала, что на Липовой горе есть всё, а будет еще больше.
Напротив микрорайона обещают построить волейбольный центр как минимум с тренажерами, как максимум — с бассейном.
Неподалеку от комплекса второй больницы довольно быстро строят детскую поликлинику.
Перед выборами власти любят реанимировать мечты о Карабулинской развязке, которая частично сняла бы проблему пробок. Сюда же, в туманное будущее, отнесу систему городских электричек и трамвай на Фрунзе.
Не думаю, что казенное благоустройство по программе «Решаем вместе!» сделает парк не хуже столичных, хотя рада была бы ошибиться. Но однажды и у пожарного пруда появится променад с пирсом вместо сломанных лавочек и заросших берегов, а место грязи займут тротуары с системой водоотведения. Хочется верить именно в это.
Хотели бы жить на Липовой горе?