В 1990-е годы Заволжский рынок на проспекте Машиностроителей был экономическим, культурным, и духовным центром всего Заволжского района.
Здесь кипели нешуточные страсти. Тут сколачивали состояния, теряли состояния, проигрывались в ларьке «Лотто-Миллион», влюблялись, росли нравственно и обретали мещанское счастье. Если бы существовали энергетические карты той или иной географической местности, то Заволжский район представлял бы собой серенько-черную пелену, из центра которой бьет вверх, прямо в небеса, мощный ярко-оранжевый столб. Из Заволжского рынка.
Мне все это было знакомо не понаслышке, потому что я ребенком проводил там немало времени. Когда мне и моему подельнику Димону было лет по 10–11, мы провернули на рынке первую сделку. Внешний контур рынка представлял собой несколько десятков ларьков «кубика Рубика», которые образовывали боевое каре. В одном из них работал продавцом мой двоюродный дядя Леша.
Дядя Леша выглядел в наших глазах очень крутым брутальным мэном, хотя было ему тогда лет 19. Дядя Леша раскачивался на школьном стуле в открытой двери «кубика Рубика», в компании с какой-то пергидрольной блондинкой, курил, попивал американский «Миллер» и слушал «Сектор Газа».
«Зарабатывать надо, молодежь, — покровительственно обучал жизни бывалый дядя Леша. — Выложите что-нибудь у меня в ларьке, я продам».
Поскольку продавать нам с Димоном было нечего, кроме коллекции вкладышей из жвачки «Турбо», надо было думать, что можно было купить, чтобы потом продать. В таких случаях на выручку приходят наблюдательность и зачатки анализа. Оные зачатки, видимо, и у меня, и у Димона имелись в изобилии.
Так, именно оная наблюдательность привела нас парой месяцев ранее на запасные пути железнодорожной станции «Филино», второго духовного и культурного центра Заволжского района. Здесь стояли пустые вагоны-цистерны, в которых перевозили патоку. Вероятно, она предназначалась для Ярославской кондитерской фабрики, тогда переживавшей время расцвета. В силу неизвестных причин патоку не удавалось сливать из цистерн всю. На дне оставалось не менее полуметра этого божественного сладкого нектара. Обитатели Заволжского района, как касатки, ныряли в цистерну, и огромными палками (ложки и поварешки ломались) заталкивали патоку в предусмотрительно захваченные бидоны. Мы с Димоном также ныряли за патокой, и трескали ее вечерами напролет, пока по Заволжскому району не покатились страшные слухи: один мальчик упал в цистерне в патоку, прилип, и не отлип. А вагон потом укатил на Украину.
Возвращаясь к нашей первой сделке рынке, оная же наблюдательность позволила нам с Димоном заметить, что цены на мини-рынке на соседней остановке («Ул. Совхозная»), незначительно отличаются от цен на Заволжском рынке. Дешевле. Скорее всего, это было связано с более низкой арендной ставкой. Или меньшей проходимостью. В общем, приобрели мы на последние кровные на Совхозной «Фрут энд Нат», «Ментос» и серьезную артиллерию — банку лимонада «Миринда». Выставили все это в ларьке на Заволжском рынке, с благословения дяди Леши.
Все это ушло за один день! Мы даже плясали перед прилавком от радости. Навар был невелик — процентов пять, но этого хватило на законную вечернюю шоколадку. Дело не в размере, а в сладком ощущении собственности: вот только что ничего не было, и из ничего появляется шоколадка. Плод «горизонтальной спекуляции». Горизонтальная спекуляция появляется там, где на каких-либо рынках образовывается ценовая разница благодаря внешней конъюнктуре. Например, во Фрунзенском районе банка патоки будет стоить уже каких-то денег, а в Заволжском — нет, потому что в Заволжском районе находится месторождение патоки. Выгодно патоку переместить в пространстве и продать.
Горизонтальная спекуляция — это перемещение самых разнообразных товаров по географической карте. Главное отличие от вертикальной спекуляции — в случае с последней ты занимаешься определенной группой товаров, а в случае с горизонтальной — абсолютно любой. На нашем с Димоном примере мы видим, что переместить товар бывает выгодно даже между соседними автобусными остановками.
В следующей, заключительной серии этой Заволжской саги рассмотрим вершину эволюции всех спекуляций: «творческую спекуляцию».
Почитать автора можно на его личной странице в Facebook.