С приближением дачного сезона все чаще на повестке дня появляется вопрос функционирования пригородного железнодорожного транспорта. Как сделать электрички доступными для населения, избежать сокращения маршрутов и обеспечить их оптимальную работу – обсуждали в Ярославской областной думе.
Несколькими днями ранее председатель правительства Ярославской области Александр Князьков заверил, что электрички в регионе будут работать стабильно и в том же объеме, что и ранее. Дополнительного сокращения маршрутов не запланировано.
«В прошлом году определенная оптимизация маршрутов произошла. Там, где это было необходимо, мы заменили железнодорожный транспорт автобусами. В этом бюджете (бюджете 2015 года – Прим. авт.) на компенсацию выпадающих доходов железнодорожников заложено 143 млн рублей. Больше никакие маршруты мы закрывать не планируем», – заявил Александр Князьков.
Оптимальной маршрутную сеть пригородного железнодорожного транспорта в Ярославской области считает и руководитель регионального Агентства транспорта Евгений Ильичев. Об этом он заявил сегодня на заседании областного парламента.
Однако выступивший перед депутатами начальник Северной региональной службы развития пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Сергей Пастернак подчеркнул, что не все так гладко. Финансовые вопросы между правительством Ярославской области и железнодорожниками до сих пор не урегулированы.
«373 млн рублей как минимум нужно дополнительно, помимо того, что заложено в бюджет. Мы все ближе и ближе к ситуации, которая сейчас сложилась в Костромской области – она уже получила исполнительный лист на 152 млн рублей. В этом году им предстоит оплатить не только выпадающие доходы, но и крупный долг, – рассказал Пастернак. – Что касается Ярославской области, пока мы не будем принимать никаких резких мер. Майские праздники отработаем как положено. Но в середине года нам предстоит вернуться к финансовому вопросу».
СППК (Северная пригородная пассажирская компания) уже подала иск на сумму в 449 млн рублей. Это долги еще за 2011 год. Всего же планируется через суд взыскать с Ярославской области порядка 1,5 млрд рублей.
«Над правительством области висит дамоклов меч. Если суд вынесет решение в пользу железной дороги, то мы будем вынуждены включить эти расходы в бюджет на 10 лет», – говорит Евгений Ильичев.
Причина образования долгов региональных властей перед железнодорожниками кроется в разнице между экономически обоснованным тарифом перевозки пассажиров и тарифом, установленным местными органами власти, так называемым «социальным».
По словам Евгения Ильичева, экономически обоснованный тариф пригородных пассажирских перевозок на сегодня составляет 3,87 рубля за километр. С начала января в Ярославской области зонные тарифы для пассажиров были заменены на километровые, и социальный тариф составил 2,9 рубля за км. По подсчетам правительства региона, в среднем плата за проезд в пригородных поездах увеличилась для населения на 15%.
«Была масса жалоб на зонные тарифы и их несправедливость. Поэтому мы решили уйти на километровый», – пояснил депутатам заместитель директора департамента энергетики и регулирования тарифов правительства Ярославской области Александр Минькин. Он также отметил, что тариф складывается на 80% из затрат ОАО «РЖД» и на 20% из затрат СППК.
Депутат областной думы Александр Воробьев, в свою очередь, от лица садоводов обратился с просьбой отменить повышение цен на проезд в электричках:
«Основная часть людей ездит на дальние расстояния. Для них стоимость билета выросла, кое-где очень существенно. Пассажиры пострадали».
Его мнение поддержал депутат Александр Гончаров.
«Есть такие зоны, где основная масса людей ездит на электричках. Это значительное подорожание для них, учитывая, что зарплаты и пенсии не растут. Лишать народ возможности ездить на свои участки – это абсурд», – заявил Гончаров.
Сергей Пастернак попросил не перекладывать всю ответственность на железную дорогу и отметил, что решение о повышении тарифа принималось правительством Ярославской области.
Депутаты поставили под сомнение цифру в 15%, отметив, что в некоторых местах проезд в поездах подорожал на все 75%.
В целом же парламентарии заявили, что хотели бы более подробно изучить структуру тарифов, а также разобраться в расходах РЖД, которые составляют большую часть тарифа.
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД». 27 января 2015 года:
«Электрички отменяет не РЖД. Именно местные власти вопреки указаниям президента и правительства не обеспечивают должного взаимодействия по созданию безубыточной работы пригородных компаний. Я уже много раз говорил и не устаю повторять, что транспортное обслуживание населения в пригородном сегменте ж/д перевозок относится к финансовой ответственности государственных органов субъектов РФ... По итогам 2014 года из 72 субъектов РФ только 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков... Мне лично приходилось слышать от некоторых губернаторов, что они не оплачивают убытки железнодорожников потому, что им якобы не понятно, как РЖД осуществляет расчеты затрат, что у них есть неясность в отношении тех параметров, которые мы предоставляем. Между тем расчеты расходов пригородных пассажирских компаний осуществляются строго в соответствии с зарегистрированной Минюстом и утвержденной правительством методикой расчета этих расходов».