С начала года в работе общественного транспорта Ярославля произошел ряд изменений. Несколько автобусных маршрутов были закрыты. Кроме того, начался процесс активной замены автобусов большой вместимости на пазики. Жители нескольких районов областного центра уже смогли ощутить эти перемены на себе.
Речь о необходимости совершенствования транспортной схемы Ярославля идет не один год. Весной 2014-го мэрии областного центра был представлен проект оптимизации маршрутов общественного транспорта, разработанный Петербургским институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры. В проекте, в частности, говорилось о необходимости сократить дублирующие маршруты, ввести некоторые новые, заменить автобусы малой и средней вместительности на автобусы большой вместительности. Первый заместитель мэра Ярославля Александр Нечаев пообещал тогда, что проект петербургских специалистов будет проанализирован и вынесен на общественное обсуждение.
«Что-то из этого мы примем, что-то нет», – заверил Нечаев.
О широком общественном обсуждении проекта до сих пор ничего не слышно. При этом работа по изменению транспортной схемы Ярославля идет. Похоже, из всего предложенного ярославских чиновников больше всего вдохновила идея сокращения дублирующих маршрутов. Самое массовое сокращение произошло с 1 января. С городских улиц исчезли сразу четыре привычных для горожан автобусных маршрута: автобус №1г «Крестобогородская – ПАТП №1», маршрутка №39 «ТРК "Ярославский Вернисаж" – улица Светлая», маршрутка №52 «Машприбор – Ярославль-Главный» и маршрутка №88 «15 МКР – Ярославль-Главный». Вместо них чиновники предложили пассажирам пользоваться автобусами №33, 41а, 30, 8 и 78. Однако ярославцы оказались от такого предложения не в восторге.
«Ехать от «Ярославля-Главного» в Брагино и обратно на автобусе №8 – это пытка. Вместо получаса на маршрутке, добираешься час. Или ехать через центр прикажете на 78-м? Так он до вокзала целую остановку не доезжает. От ресторана «Углич» до Главного с чемоданами тащиться? Вот и получается, что либо с пересадками, либо на такси, в любом случае – готовьте деньги», – говорит ярославец Иван Соболев.
Жители Заволги тоже не оценили благие намерения чиновников.
«Я бы предложил тем, кто принимает такие решения, самим прокатиться в час пик на автобусе №30 от «Ярославля-Главного» до Машприбора, а потом тот же путь проделать на маршрутке №52, сравнить, а потом поделиться впечатлениями», – говорит житель Заволжского района Игорь Новожилов.
Не обрадовались заволжане и замене автобусов большой вместимости на ряде маршрутов пазиками. Как поясняют в мэрии, замена произошла после того, как «Ярославская транспортная компания» отказалась обслуживать сразу несколько маршрутов, в том числе и такие популярные среди заволжан, как №32, 22, 22С, 23, 21 и 43. Пришлось срочно искать частных перевозчиков, которые работают на пазиках.
«Мы привлекли более 60 машин. Самая большая из транспортных компаний – ООО «Транском». Всего же – больше десятка перевозчиков. Им тяжело, но мы работаем с ними. Возможность увеличения количества автобусов у нас есть», – говорит директор МУП ГПТ «Яргортранс» Анатолий Суриков.
Однако у пассажиров есть немало претензий.
«Вместимость автобуса явно больше, чем пазика. Но даже большие ЛиАЗы утром и вечером – битком были. Получается, надо увеличивать количество машин, а это значит – пробки будут еще больше, чем сейчас. А как же инвалиды, а мамочки с колясками, им как в пазике уместиться?» – недоумевает жительница Заволжского района Анна Попова.
Напомним еще раз, что эксперты из Санкт-Петербурга настаивали на обратном процессе – то есть на замене пазиков автобусами большой вместимости. Но про пробки и коляски в мэрии, похоже, не думают. Задача перевозчиков – хотя бы не допустить срыва движения. В городской администрации отчитываются, что количество автобусов почти по всем маршрутам увеличено.