Ярославские власти всерьез озаботились проблемой травматизма пешеходов на дорогах области. За прошлый год у нас произошло 641 ДТП с участием пешеходов, а число погибших составило 91 человек. При этом около 70 процентов подобных дорожно-транспортных происшествий случилось на пешеходных переходах.
По Правилам дорожного движения водитель обязан уступать дорогу пешеходу, который вышел на отмеченный знаками переход. Не так давно федеральные власти подняли штраф за невыполнение этого правила с 500 до 1000 рублей. Тогда облегчение почувствовали все жители области. Пропускать начали значительно чаще, да и пешеходы стали смелее выходить на проблемные переходы. Однако, как отметил глава областного ГИБДД Андрей Сироткин, спустя пару лет эффект от этой меры сошел на нет. Интенсивность движения выросла. Стало ясно, что одними штрафами для водителей проблему не решить.
Специалисты находят несколько причин сложившейся ситуации. Андрей Сироткин считает, что необходимо как можно скорее убрать все нерегулируемые переходы на многополосных дорогах. Действительно, переходить подобные дороги трудно и опасно. Машины здесь, вопреки Правилам, летают на скоростях не ниже 90 километров в час. Формально пешеход здесь имеет преимущество, но физически автомобиль зачастую просто не может вовремя остановиться. Тем более что подобные места недостаточно освещены, водители не успевают заметить опасность. И номинальное преимущество оборачивается для пешеходов травмами и смертями, а для водителей – штрафами и уголовными делами. «Нужно либо закрывать такие переходы, либо переводить в регулируемое исполнение, – говорит Сироткин. – Этим должны заниматься хозяйственные службы».
В Ярославле закрытием опасных переходов занимается департамент городского хозяйства.
«Там, где мы закрываем опасные переходы, люди ходили годами, – говорит заместитель начальника отдела транспорта ДГХ Игорь Шаронов. – Теперь к нам поступают сотни звонков, жалоб. Мы проводим разъяснительную работу, но на отдельных местах люди срывают ограждения, особенно много таких случаев на ленинградке».
Со стороны пешеходов ситуация выглядит несколько иначе. К примеру, им говорят, что ближайший переход всего в ста метрах и незачем перебегать дорогу в опасном месте. Но для пешехода сто метров – не такое уж и маленькое расстояние. «Ведь люди спешат, у них есть свои дела, – возмущается житель Брагино Пётр Завьялов. – Если власти планируют сократить травматизм на дорогах, убирая переходы, то такая идея ни к чему не приведет. Люди будут ходить, как удобно им» В ответ на это государство планирует повышать административные санкции пешеходам.
Еще одним аспектом вопроса о безопасности пешеходов специалисты называют непредсказуемое поведение детей на дорогах. В школах все еще не преподают такой предмет, как безопасность дорожного движения. «Мы уже десять лет говорим об этом, но до сих пор системных решений не принято, – говорит Андрей Сироткин. – На сегодняшний день Правила дорожного движения – это не просто красный и зеленый на светофоре, здесь гораздо более широкий спектр вопросов».
Вторит ему и председатель ярославского отделения Всероссийского союза автомобилистов России Валерий Архипов: «Мы по большому счету говорим о том, что созрела необходимость воспитывать новое поколение пешеходов и водителей. В таком деле нам очень может помочь Интернет. Почему бы не создать действительно интересную обучающую игру, посвященную правилам дорожного движения? Если такая игра будет на самом деле интересной, то ребенок будет искренне заинтересован в знании всех вопросов о дорожном движении».
Но о таком шаге говорить пока еще рано, ведь в нашей стране, в отличие от развитых стран, не показывают даже социальной рекламы о безопасности дорожного движения. Подобная реклама могла бы разбудить в детях осторожность, ведь качественные ролики влияют на сознание гораздо сильнее, чем скучные уроки или внушения взрослых. Тем не менее такой рекламы на нашем телевидении нет, ни на федеральных, ни на местных каналах. Когда она появится – вопрос, скорее, редакционной политики каналов.
Помимо этих вопросов, ярославские власти заинтересовались альтернативными и относительно продвинутыми способами обезопасить пешеходов. Во-первых, многие регионы страны уже используют в своей дорожной практике камеры видеонаблюдения на пешеходных переходах. Замечено, что это значительно снижает количество нарушений. В Ярославской области пока таких нет, но вполне вероятно, что скоро появятся. Весь вопрос, разумеется, в деньгах.
Во-вторых, нашим властям очень нравится идея заставить детей в темное время суток носить на себе «фликеры» – светоотражающие предметы, например, брелки. В некоторых регионах такая практика введена, но работает с перебоями. Причина проста – заставить ребенка носить подобный брелок очень трудно, тем более невозможно отследить выполнение подобного распоряжения. Но в любом случае, попытка не пытка, и, возможно, что «фликеры» придут к нам.
Третьей идеей является строительство качественно новых пешеходных «зебр». Те, что есть сейчас, плохо видны и все время стираются. А новые «зебры» делаются из специального пластика, достаточно дорогого, кстати. Как отметила заместитель директора департамента дорожного хозяйства области Ирина Зиновьева, на дорогах области такие технологии уже использовали, однако их практическое применение показало, что низкое качество покрытия не позволяет широко распространить новые «зебры». Так что пластик на пешеходных переходах в нашей области еще долго не появится.
В общем, из предлагаемых сегодня инициатив по обеспечению безопасности пешеходов, реальных для воплощения остается немного. Гораздо важнее принципиально по-иному взглянуть на проблему, изменить сущность законов, грамотно расставить приоритеты. А пока же власти по большому счету просто повышают штрафы и сокращают количество переходов.