Сцены драк, погони, взрывы и прочий экшн по праву считаются одними из самых захватывающих и запоминающихся в фильмах. Однако актеры редко сами выполняют все трюки и прибегают к помощи дублеров. Насколько опасна, интересна и трудна профессия каскадера 76.ru выяснял у профессионала в этом деле Артема Белоусова.
– Артем, расскажи, как ты попал в эту профессию?
– Еще с 14 лет я стал увлекаться паркуром, посмотрев такие культовые фильмы, как «Ямакаси» и «13-ый район». Тренировались мы с друзьями в основном на улице. В один прекрасный момент стала функционировать «Школа каскадеров» на базе СК «Автомобилист». Я туда записался и начал тренироваться уже с каскадерами. А непосредственно в сам «Театр каскадеров» на базе «Ярфильма» я попал, когда мне было лет 18. Получилось так, что главному герою сериала Павлу Чинареву потребовался дублер, а моя внешность подходила. Во всех моментах, где он падал, прыгал, дрался, заменял его я. Это был мой первый опыт в кино. На площадке я был на равных с такими известными актерами, как Леонид Громов, Мария Машкова.
– Раз уж мы заговорили о съемках, расскажи, в каких серьезных проектах ты участвовал?
– Самым серьезным считаю съемки в полнометражном фильме «Метро». Он вышел в 2013 году. Здесь я опять же выступал в роли дублера одного из главных героев – Алексея Бардукова. Съемки проходили на студии имени Горького. В общей сложности я был на площадке восемь дней, после чего вынужден был уехать в Ярославль по личным причинам. Смены тогда были по 12 часов и даже больше. Съемки проходили в воде, нас смывало потоком, мы ныряли, падали в воду, скатывались с лестницы. После монтажа эти сцены стали занимать на экране всего пару минут. Кроме того, я постоянно участвую в разных шоу и фестивалях, выступаю на Днях города, в том числе и в Москве. Работал на площадках с Михаилом Галустяном, Валерием Меладзе, Сергеем Лазаревым, Романом Курцыным. В кино снимался, помимо уже упомянутых ранее, с Сергеем Пускепалисом, Светланой Ходченковой, Еленой Пановой, Анатолием Белым и Анфисой Вистингаузен.
– И как тебе работалось со звездами?
– Никаких эксцессов никогда не было, никто пальцы не гнул. Очень приятными мне показались Горобченко и Громов. Они очень трепетно относились к дракам в кадре, переживали за дублеров и старались лишний раз никому никуда не попасть.
– Какие трюки ты делаешь на площадке?
– Делаю все ,что предложат: нырнуть – нырну, плавать – плаваю. К тому же у меня разряд по плаванию. Чаще всего в кино приходится драться: изображать плохих парней или подставлять свое лицо вместо актеров. Приходилось падать на ходу с автомобиля, прыгать по прилавкам на рынке, катиться по лестнице, взрываться, сидеть в окопе, стрелять из пулемета, падать на бочки... Чего только не было! Кстати, вот гореть мне не доводилось. На это нужно специальное разрешение, которого у меня нет.
– А твои трюки безопасны? Ты всегда застрахован перед съемками?
– Безопасность у нас на первом месте, естественно, я застрахован. Без этого начальство к работе даже не допустит. Плюс все трюки должны быть отработаны. Кроме того, в кино падения можно смягчить матом, подушкой. Во время драки удары с перекрытием. На сцене, конечно, по-другому, никаких вторых дублей.
– Какие серьезные травмы у тебя были?
– Было несколько переломов: носовых костей, левой скуловой кости, левой лучевой кости, дистальной фаланги первого пальца правой руки. Ну и конечно, растяжения, синяки, царапины. Самое интересное, что это было не на съемках и не на выступлениях, вообще даже не на «Ярфильме». А в школе, когда мы начали заниматься паркуром.
– А по миру ты ездишь? Участвуешь в проектах за границей?
– Да, и это самая любимая часть работы. Очень люблю летать, дорога доставляет огромное удовольствие. Пока объехал не так много стран, как хотелось бы. Бывал в Катаре, Греции, Египте. Там программы состояли полностью из наших номеров, без участия других коллективов. А в Катаре на нас пришел смотреть целый стадион – несколько тысяч человек. Шоу было под открытым небом, а желающим все равно не хватило места. Езжу я и по России. Выступал в Сочи, Геленджике, Карелии, Чувашии. Бывал даже в Сибири зимой в -46.
– Насколько в Ярославле востребована твоя профессия? Ты чаще здесь или в других городах?
– В Ярославле работаю стабильно каждые выходные. На неделе бывают выезды. Не могу сказать, где чаще. У нас здесь все-таки «Театр каскадеров». Огромный спектр и тематика номеров для шоу-программ, поэтому мы можем подойти для любых праздников, торжеств, гуляний.
– Что у тебя сейчас в планах? Ты где-то снимаешься?
- Нет, сейчас, скажем так, не сезон на крупные проекты. Жду лета, тогда все войдет в русло. Но это не значит, что работы на данный момент нет. Просто свободного времени больше и я с удовольствием трачу его на саморазвитие: подтягиваю хореографию, акробатику и актерское мастерство. Последний проект, в котором участвовал, это сериал «Фальшивомонетчики».
– Ты где-нибудь учишься?
– Я заканчиваю Медицинский университет. Впереди еще интернатура. В планах стать врачом, я отдал этому уже шесть лет. Но ни в коем случае не собираюсь отдаляться от кино и выступлений. Сил и времени у меня хватит и на то, и на другое.
– Скажи, а девушки часто на тебя обращают внимание? Им, наверное, нравится то, что ты каскадер?
– Отрицать не буду – внимание обращают. Не знаю, что им нравится больше: то, что я каскадер или человек со сцены, а, может быть, я просто интересная личность, хороший собеседник. Но есть одно «но» – я уже успел обзавестись одной единственной и не стремлюсь знакомиться.