Несколько месяцев назад аспирант и преподаватель Илья Румянцев решил поехать на время летнего отпуска в Америку. Однако заокеанская таможня, как говорится, добро дать отказалась, заподозрив его в намерении нелегально остаться в США, и выслала его в Россию без объяснения причин.
– Илья, расскажи, как же так получилось?
– Я решил поехать в Америку на время своего двухмесячного отпуска, после того как меня пригласил мой американский друг. В Штатах я был уже два раза по программе «Work and Travel», когда был студентом. Также как и многие студенты, я много работал, поэтому времени на отдых было очень мало. Теперь хотелось по-настоящему отдохнуть, еще раз прокатиться на американских горках. Тем более город, в который я ехал (Вирджиния Бич), является туристическим центром и располагается на побережье океана.
– А почему такой большой срок?
– Как аспиранту и преподавателю, по закону мне полагается два месяца отпуска, а так как работы летом со студентами не так много, решил взять еще две недели без содержания. Очень хотел отдохнуть после трехлетнего напряженного графика, связанного с работой и получением двух высших образований.
– Как вы получили визу?
– Собрал весь пакет документов, необходимых для получения туристической визы, и отправил их в консульство. Мне позвонили из консульства в Екатеринбурге и пригласили на собеседование. Консул проверил документы, задал мне ряд вопросов о цели поездки, моей работе, семье и затем пожелал мне хорошего путешествия и выдал мне туристическую визу.
– Что же было потом?
– Самое интересное началось на паспортном контроле в аэропорте Нью-Йорка. Я прибыл в аэропорт Ньюб-Арк около 3 часов дня. Женщина-офицер изначально стала меня в чем-то подозревать. Сначала она стала задавать те же вопросы, которые мне задавал консул.
– С какой целью приехали в США?
– В качестве туриста.
– На какой срок вы приехали?
– Два с половиной месяца.
– Кем работаете в России?
– Преподавателем.
– Есть ли у вас с собой деньги?
– Да, тысяча долларов.
– Есть у вас обратный билет?
– Да...
Причем все вопросы задавались не очень приветливым тоном, что нехарактерно для американцев, тем более представителей власти.
Также офицер расспросила меня, к кому я еду, где буду жить...
После этого она потребовала предъявить документы с российского места работы. Их у меня с собой не оказалось, так как в визовом отделе мне сказали, что никаких документов кроме паспорта брать с собой за рубеж не нужно. Тогда я вместе с ней проследовал в кабинет, где меня ожидала дополнительная проверка.
В этом кабинете находилось несколько людей, которые, также как и я, были задержаны до выяснения обстоятельств.
Женщина передала мои документы одному из офицеров, тот их проверил и вызвал меня в отдельную комнату.
– Ну что? Говори: ты приехал работать сюда?
– С чего вы взяли?
– Ну, как это, ты едешь на 2,5 месяца, это долгий срок. Тем более едешь к своему работодателю...
– Это мой друг.
– Сколько у тебя денег с собой?
– Тысяча долларов.
– Так это же мало, – рассмеялся американец.
– Мне вполне хватит. Я уже дважды ездил в Америку и знаю, сколько нужно, – ответил я.
– А если у тебя деньги закончатся, что ты будешь делать?
– Попрошу из России мне выслать или раньше уеду из страны.
– А что будешь в Америке делать?
– Загорать, купаться, есть, пить...
Во время всей наши беседы он все время обвинял меня во лжи и его тон постепенно повышался. Я в это время сохранял спокойствие и старался все разъяснить.
После этого офицер пошел еще раз проверять документы. Второй раз вызвал меня в комнату и еще сильнее повысил тон. Появился второй офицер.
– Вы можете байки все свои убрать, хватит с нами в игры играть! Признавайтесь, собираетесь работать в Америке? Почему вы нам все время врете?!
– Да почему я вру?..
– Да потому, что ты русский!
Это меня очень задело. Такое проявление национальной неприязни я еще нигде не встречал.
Вообще, сложилось такое чувство, что я в его глазах какой-то преступник или, может, лицо не понравилось. (Смеется.)
После непродолжительного разговора офицеры начали проверять мой багаж, раскидывая вещи по столу, и задавать глупые вопросы. Тут стало совсем смешно.
– Где у вас трусы в багаже? Сколько штук с собой взяли?
Я показал четверо трусов.
– А сколько у вас собой пар обуви?
– Две пары кедов.
Сложилось полное впечатление того, что он уже не знает, к чему придраться.
Кстати, я взял с собой и много разных таблеток. Никогда не знаешь, что может случиться, особенно в чужой стране. Офицеру это показалось очень подозрительным:
– Зачем вам столько таблеток? Вы больны, лечитесь от чего-то?
Все время, пока находился в кабинете, я просил сделать звонок домой, чтобы сообщить моим родителям, что долетел и со мной все порядке. Но в ответ я слышал одно «позже, некогда пока»... А потом служащие и вовсе игнорировали мои просьбы. Хотя я сказал, что у мамы больное сердце. В итоге позвонить мне дали только через четыре часа.
После того, как было принято решение об отмене визы и моей депортации, я попросил сделать звонок российскому консулу, но и в этом мне отказали, сказав, что с консулом могут связываться только сами офицеры, и единственная информация, которую они смогут ему сообщить – что гражданин России был задержан.
В итоге господа без объяснения причин отменили данную визу и запретили въезд в США в течение пяти лет.
Получилось так, что меня наказали за якобы совершенное мной преступление, которого я не совершал... А в частности, могу остаться в Америке и тем самым нарушу визовый режим, то есть стану нелегалом.
После этого стало еще интереснее...
Инспектор сообщил, что обратный рейс в Россию будет только через день. Офицер поменял мой билет на самолет и сказал, что скоро меня отвезут куда-то, где меня накормят, и я смогу принять душ.
В два часа ночи за мной прибыла патрульная машина, на меня надели наручники, и в сопровождении двух офицеров я поехал.
– Тебя повезли в тюрьму?
– Меня отвезли в камеру временного содержания, где уже находились три человека. Всего камера рассчитана на восемь персон. Сняли отпечатки пальцев, дали чистую «зэковскую» одежду, изъяли деньги, часы, украшения, отправили в душ, а потом направили на обследование к доктору. Было безумно не по себе оказаться в американской тюрьме, точнее, КПЗ. (Смеется.) Кроме того, я не ожидал такого отношения к иностранному гражданину.
– Какие условия в камерах?
– В принципе, камеры в Америке довольно просторные, есть телевизор. Даже заметил у «местных» домино.
– Когда тебя выпустили?
– На следующий день. За мной приехали офицеры. Мне выдали мою одежду, часы, украшения, но деньги почему-то вернули другими банкнотами. У меня были с собой новые 100-долларовые банкноты, а вернули мне старые помятые 50-долларовые купюры. Я поинтересовался, почему это не те деньги, которые были изъяты, на что мне заявили: «Либо вы эти деньги забираете, либо вы вообще ничего не получите».
После чего меня как преступника привезли в аэропорт, передали документы лично в руки стюардессе, вероятно, чтобы я не смог выйти из самолета. Один из офицеров пошел относить багаж. Непонятно, куда он его отнес, но после прибытия в Москву я обнаружил, что багажа нет. После выяснения мне сообщили, что он остался в Нью-Йорке. Получить я его смог только через неделю.
– Получается, за трое суток ты сумел побывать в Америке, посидеть в «тюрьме» и вернуться обратно...
– Да. В воскресенье, 31 мая, в 6 утра выехал из Челябинска и в среду, 3 июня, в 6 утра уже вернулся. А ехал на 2,5 месяца. Друзья шутят: «Вот это экстремальный отдых получился, за 50 тысяч рублей посидеть в американской тюрьме».
– Уже находясь в России, не пытался узнать, как доказать свои права?
– Пытался. Звонил в российское консульство, спрашивал, куда мне можно направить претензии по поводу того, что меня депортировали в Россию. Мне ответили, что все претензии должны направляться к американской стороне, а они этими вопросами не занимаются. Мне просто сказали: «мы понимаем, это черное пятно на вашей биографии, но ничем помочь не можем».
В моем случае получилось так, что американское консульство в России и паспортный контроль в Америке – это две инстанции, которые не дают никаких гарантий на въезд в страну. В итоге вместо того чтобы нормально съездить и отдохнуть, я потерял деньги, оказался преступником, меня выслали из страны, да еще и закрыли въезд в Америку на пять лет.
Я хочу, чтобы на моем примере многие, кто выезжает в Америку, да и в другие страны чему-то научились и сделали какие-то выводы.
– Родные, наверное, очень обрадовались твоему возвращению...
– Конечно. Особенно обрадовалась моя девушка. Я не стал ей заранее звонить, решил сделать сюрприз и встретил ее после работы. Она не поверила своим глазам. Потом рассказывала, что когда увидела меня, думала, что потихонечку сходит с ума. (Смеется.) Она была очень счастлива.