«Уникальное озеро Плещеево и его окрестности, древний город Переславль-Залесский — один из центров формирования Русского государства — являются ценной природно-исторической территорией национального значения, частью природного и культурного наследия нашего Отечества. Целью создания национального парка «Плещеево озеро», его миссией является сохранение и восстановление уникального природно-исторического комплекса в районе города Переславля-Залесского и жемчужины Верхней Волги — озера Плещеево с эндемичной популяцией переславской ряпушки», — гласит описание на сайте национального парка «Плещеево озеро».
Жемчужина может «окислиться», а краснокнижная ряпушка — пострадать. К такому выводу приходят ученые после череды новостей о массовом заморе рыб в окрестностях Плещеева озера. В опасности и жители Переславского района, которые пьют воду из озера.
Из-за чего умирает рыба и становится токсичной вода и можно ли с этой проблемой что-то сделать? Чтобы наглядно были понятны хронология и разброс локаций, о которых пойдет речь в этом тексе, мы сделали интерактивную карту.
«Вода превратилась в кисель»
В начале августа жители села Купанского под Переславлем начали бить тревогу: вода в реке Вёкса изменила цвет, тушки мертвых рыб всплыли на поверхность. Село находится примерно в четырех километрах от Плещеева озера, река Вёкса — впадает в него.
«Крупная рыба погибла, улитки плывут по поверхности воды, мальки поднялись со дна в поисках кислорода»
На реке в районе села построена небольшая плотина. Проблему обнаружили со стороны верхней части дамбы. Местные власти откликнулись на жалобы жителей. В переславской администрации объявили, что причина замора — водоросли, которые начали размножаться из-за жары.
Чтобы нормализовать ситуацию, 4 августа подняли шлюзы и провели санитарный сброс воды. Таким образом в реке искусственно создалось течение. Процедура должна была помочь насытить воду кислородом. 5 августа к реке дополнительно выехали 4 пожарных расчета. С помощью техники они проводили дополнительную аэрацию воды (поливали реку из шлангов).
В тот же день, 5 августа, и. о. главы Переславля-Залесского Дмитрий Зяблицкий запретил купание в «Уреве», на Московском пляже и пляже в селе Купанское «до улучшения ситуации».
Уже 6 августа Дмитрий Зяблицкий отрапортовал, что ситуация улучшилась, ведь в воде заметили плавающих мальков.
Мертвые рыбы — в Плещеевом озере
Через несколько дней после этого, 10 августа, жители Переславля заметили дохлую рыбу в Плещеевом озере. В тот день на место выехал депутат Переславской городской думы Евгений Работников.
— Сначала был замор в реке Вёкса. Потом воду вместе с пеной и мутью спустили через плотину. Мне стали поступать сообщения, что вблизи Синего камня в районе Криушкино 9 августа видели мертвую рыбу. Я утром 10 августа туда поехал и тоже заметил, что у берега плавают тушки, — рассказал депутат Евгений Работников в разговоре с 76.RU.
«На берегу озера 10 августа воняло разложением. Был едкий трупный запах от мертвых рыб»
После шквала жалоб к мониторингу подключились специалисты национального парка «Плещеево озеро».
— Вот уже неделю сотрудники экоаналитической лаборатории национального парка «Плещеево озеро» ежедневно отбирают пробы в реке Вëкса в четырех точках для исследования на содержание в воде растворенного кислорода: в местечке Урëв в 100 м ниже истока реки; в районе Московского пляжа; в районе пляжа пос. Купанское; в районе плотины. По состоянию на пятницу 11 августа содержание растворенного кислорода в реке практически по всех точках около 5 мг/дм3. Исключение составляет р. Вëкса в районе плотины, но и там ситуация улучшилась: концентрация растворенного кислорода составила 3,7 мг/дм3, — гласит заявление администрации нацпарка от 12 августа.
При этом, по словам депутата Евгения Работникова, жители Купанского, где был первый замор, заказали независимую экспертизу воды. Протокол испытаний от 14 августа мы опубликовали ниже.
Анализ выявил небольшие превышения, к примеру, по железу и марганцу.
— Местные считают, что это сброс фекалий, химии. Они считают, что это не могут быть водоросли. Грешат на близлежащие фермы и предприятия, — добавил Евгений Работников.
Водоросли убивают
Мы поговорили о происходящем с научным сотрудником института биологии внутренних вод РАН Игорем Шляпкиным. Его коллеги по институту сейчас как раз изучают ситуацию в Переславле. Ихтиолог отметил, что превышения концентрации веществ не всегда влияют на ситуацию. Если превышение химикатов в десятки раз — одно, если превышения держатся на уровне многолетних значений — другое.
«Условно, кто-то мог утопить мотор и может возникнуть превышение»
— В целом ситуация похожа на сочетание теплового замора и вспышку глеотрихии (водоросль. — Прим. ред.). Она появилась там вроде пять лет назад. На эхолоте видно слой колоний. Она от 0 до 6 метров в глубину от поверхности воды образует сплошной слой, — уточнил Игорь Шляпкин.
Рыбы гибнут из-за глеотрихии, потому что водоросль потребляет много кислорода. В сочетании с жаркой погодой, когда кислорода и так становится мало, рыбы погибают.
— Это мировая проблема: страдают Великие озера в США и Канаде, Европа. Япония давно с этом столкнулась. Проблема комплексная, — добавил ихтиолог. — Потепление климата тоже на это влияет. Раньше такого не наблюдалось: ну вспышка где-то случалась, а так, чтобы сразу по всему миру — не было. Это огромное бедствие, и неизвестно, что с этом делать. Глеотрихии выделяют продукты жизнедеятельности, плюс они сами кислород потребляют очень массово. Днем они хотя бы потребляет и производят его, а ночью только потребляют. Сейчас ночи всё длиннее, плюс глеотрихия сколько-то живет, а потом умирает и разлагается, а разложение — это тоже потребление кислорода. Это и зимой скажется: глеотрихия опустится вниз и будет уничтожать кислород на глубине.
«Это может повлиять на краснокнижную ряпушку — она может пострадать»
Влияет и на человека
Ученый Игорь Шляпкин объяснил, что из-за водорослей страдает и сам Переславль с его жителями. По словам ихтиолога, водозабор, откуда вода поступает в квартиры переславцев, установлен на глубине 4 метров. Учитывая что водоросль обитает и на большей глубине, остро стоит вопрос по реорганизации водозабора.
— Когда водозабор делали, по этой глеотрихии не ориентировались. Он, получается, воду забирает из самой гущи. И вот сейчас рассматривают варианты либо из другого места воду забирать, либо опустить водозабор, — объяснил ихтиолог. — Озеро глубокое — до 25 метров. Можно на 8 метрах сделать водозабор и уже чистую воду брать. Потому что от этих водорослей и продуктов их жизнедеятельности очень сложно воду очищать. В них [водорослях] нет ничего полезного, потому что они выделяют цианотоксины.
Глеохтрия щетинистая — водоросль, или цианобактерия. Относится к токсигенным (способным образовывать опасные для организма вещества) цианобактериям. Цианотоксины, содержащиеся в питьевой воде, опасны для человека. В некоторых исследованиях говорится о том, что даже контакт с кожей может вызывать шелушение, сыпь, астму, конъюнктивиты, сильные головные боли, поражать слизистую рта. ВОЗ установила предельно допустимую безопасную суточную дозу цианотоксинов — 0,04 мкг/кг массы тела. По данным института экологии и недропользования АН РТ.
Во время совещания на комиссии в нацпарке выдвинули предложения и рекомендации: срочно прекратить поступление любых сточных вод (в том числе ливневых и дренажных) в акваторию озера и его притоков, также необходимо новое строительство, капитальный ремонт и реконструкция всей системы водоотведения в Переславле-Залесском и населенных пунктах, расположенных в бассейне реки Трубеж. Помимо этого, нужно провести капремонт ГТС в селе Купанском на реке Вёксе, чтобы можно было регулировать уровень воды в озере.
Косвенно развитию водорослей способствуют и сами люди. В стоках города, которые попадают в озеро, есть вещества-удобрения. К примеру, азот и фосфор.
— Стоки идут из города в Сомино, но тут проблема, что трубы старые, и половина утекает в Плещеево озеро. Плюс нижняя часть города в районе реки Трубеж — частный сектор, там вообще нет очистных. Туалеты у них сельские, огороды. Вся использованная вода стекает в Трубеж.
Ученый объяснил, что на популяцию водорослей влияют, к примеру, порошки и моющие средства.
— Старые моющие средства используются, а они фосфатные. Они стекают и способствуют распространению глеотрихии. Если использовать новые бесфосфатные, то можно улучшить ситуацию. В Японии первыми с этим столкнулись, там было целое движение за отказ от порошков. Они сильно смогли изменить ситуацию. Тут нужно комплексно работать, — объяснил Игорь Шляпкин.
По словам ученого, с проблемой нужно работать комплексно. При этом всё упирается в деньги. Даже анализы зачастую делать накладно.
— Мы сейчас следим, пытаемся, но тут нужно финансирование. В том числе на анализы. У нас не один институт такие делает, там большая очередь. Так что даже за деньги сделать непросто, а анализов нужны десятки, и регулярно, — объяснил ученый.
Сейчас в Верхневолжской природоохранной прокуратуре продолжается проверка по факту мора рыбы в реке Вёкса. Мы обязательно расскажем о ее результатах, а также опубликуем мнение ученых, которые сейчас занимаются нацпарком «Плещеево озеро».