Он сверлил судью холодом пронзительно-голубых глаз. Плечи 19-летнего Максима Павлова были горделиво расправлены. Уголки губ выдавали самодовольную ухмылку. Юноша за решеткой держался так, словно весь мир лежит у его ног. Это был один из последних дней, связывающих его с внешним миром. Свободным миром.
Максима Павлова и его четверых друзей судили за серию жестоких убийств. Банду неонацистов в народе прозвали «Чистильщики». За год они отправили на тот свет 14 человек, а жестокость, с которой они это делали, заставляет ужаснуться.
Рассказываем историю юноши по кличке Боксер из Ростова Великого, который за пару лет превратился из обычного провинциального школьника в палача, не знающего пощады и жалости.
Учился в элитной школе
Бывшие друзья Максима Павлова рассказывают, что родился он не в Ростове, а вместе с мамой и отчимом переехал из Санкт-Петербурга. Родители определили мальчика в гимназию № 1 — это место в маленьком городке под Ярославлем считается элитным.
Максим рос обычным ребенком. Гулял с друзьями, увлекался боксом. После окончания начальных классов его перевели в Кадетскую школу — тоже место не для всех. Многие родители выбивали возможность даже просто попасть в очередь из желающих сюда поступить.
Но, кажется, всё это было не для Максима. По рассказам друзей, юноша быстро вылетел из «кадетки» за прогулы и его перевели в обычную школу № 3. Там он доучивался до 9-го класса, пока обстановка в семье накалялась. Отчим стал всё чаще его бить, а взрослеющий Павлов не стеснялся давать сдачи.
— Отчим жестко избивал его. Но и Боксер отвечал — сам не раз видел, — рассказал один из бывших знакомых парня порталу 76.RU. — Макс фанатиком был и вроде как язычником. Но в целом по общению — вполне нормальный парень. Боксом занимался в клубе «Русич». Символично, да? Начитанный, очень грамотный. Не сказал бы, что вспыльчивый, вел себя всегда адекватно, шутил постоянно.
Максима трудно назвать проблемным подростком в привычном понимании этой фразы. Он не пил алкоголь, не курил. Посиделкам с бутылкой в подъездах предпочитал занятия спортом. До сих пор сложно сказать, что стало переломным моментом, но когда Максиму исполнилось 15 лет, он начал увлекаться идеологией нацистской Германии. Парень часто сидел на тематических форумах под ником Закир (от отчества Закирович. — Прим. ред.), искал там единомышленников. Его страницы в социальных сетях заполнились свастиками (символика, запрещенная на территории РФ. — Прим. ред.) и символами языческих славянских богов. В Сети сохранились фото, где Максим «кидает зигу» (нацистское приветствие. — Прим. ред.).
В конце концов парень создал собственную группу, в которой общались поклонники нацизма. Журналисты «MK», следившие за процессом в зале суда, сообщали, что называлась она «Время ненавидеть». Именно в этой группе подросток знакомится с теми, кто через несколько лет будет стоять с ним за одной решеткой.
Первое нападение
В 2014 году, когда Максиму Павлову едва исполнилось 16 лет, он узнал, что значит убивать. После общения с единомышленниками, придерживающимися фашистских взглядов, он загорелся идеей «очистить планету от отребья». Как рассказывают его друзья, сам парень занимался спортом, не курил, а из алкоголя позволял себе лишь пиво. Поэтому считал, что маргиналы не имеют права на существование.
— Он в основном говорил о том, что нужно очистить землю от бомжей, проституток и прочих маргиналов. Часто рассуждал об этом, — вспоминают старые знакомые Павлова. — Но при этом, если ты соответствовал его стандартам, то общался он вполне спокойно. Сначала казалось, что это всё временные увлечения и разговоры, которые со временем сойдут на нет. Но оказалось, что это не так.
Свое первое нападение Максим Павлов совершил в ночь с 5-го на 6-е января 2014 года. Всё началось с обычной прогулки с друзьями. Компания зашла погреться в подъезд дома № 51 на Октябрьской улице в Ростове. Там молодые люди столкнулись с 20-летним юношей. Доподлинно неизвестно, с чего началась ссора, но в какой-то момент Павлов схватился за нож, который с недавних пор всюду носил с собой. Он несколько раз пырнул встречного парня, а затем спокойно вышел из подъезда. Первой жертве Павлова повезло — врачи вытащили исполосованного парнишку с того света. Самому Максиму удалось избежать наказания — следователи возбудили уголовное дело, но на след Павлова не вышли.
Со своей следующей жертвой он встретился в Москве. Туда молодой неонацист приехал знакомиться с приятелями с тематического форума. Юных националистов, с которыми подружился Максим, было четверо: 20-летний Павел Войтов, 24-летняя Елена Лобачева, 18-летний Владислав Каратаев и 22-летний Артур Нарциссов. Трое из компании грезили поездкой на Украину, чтобы вступить в батальон «Азов» (организация запрещена на территории РФ и признана экстремистской. — Прим. ред.), бороться с сепаратистами. Но их планам, по официальной версии, не удалось сбыться — Павлова, Войтова и Каратаева не пропустили через границу. Формулировка была такой: у несовершеннолетнего Максима не было разрешения на выезд за рубеж от родителей, а у Каратаева и Войтова — денег, достаточных для проживания. Они вернулись в Москву и поехали к Войтову. Сейчас друзья Максима Павлова рассказывают, что он аж дважды ездил на Украину, будучи несовершеннолетним, но эта информация ничем не подтверждена.
После неудавшейся попытки молодых людей отправиться на Украину в Москве и Подмосковье началась серия жестоких убийств. Правоохранители долго пытались связать их между собой, тогда еще не зная, что вся компания была вдохновлена историей серийного «Битцевского маньяка» Александра Пичушкина.
Александр Пичушкин — российский серийный убийца, известный как «Битцевский маньяк» или «Убийца с шахматной доской». Последнее прозвище он получил после откровенного признания: Пичушкин убивал жертв, пытаясь сопоставить их количество с количеством клеток на шахматной доске. В основном орудовал молотком. На его счету 49 доказанных жертв, а сам маньяк признавался, что на самом деле на его руках кровь 63-х людей. Главным его мотивом было очистить мир от антисоциальных элементов и желание превзойти Чикатило.
— Все попавшие в поле зрения уголовные дела объединяло одно: они были совершены в местах, где не было камер видеонаблюдения, — рассказывал подполковник юстиции Сергей Ажаев, следователь по особо важным делам столичного главка СКР журналистам «Лента.ру». — Способ убийства был аналогичный: множественные, по нескольку десятков, ножевые ранения. А затем и медико-криминалистическая экспертиза показала: во всех этих случаях как орудие преступления использовался похожий нож. Хотя не все ранения наносились именно им, но он фигурировал везде. А потом мы заметили: убийства совершаются вдоль Белорусского направления железной дороги. Это уже давало основания сделать вывод, что мы столкнулись с серийными преступлениями.
Самым дерзким из всех был предводитель банды Павел Войтов. Одно время он жил в Прибалтике, но в 2014 году ему пришлось спешно покинуть Латвию — Войтова обвинили в разрушении еврейских могил. После возвращения в Россию в интернете он познакомился с Павловым и остальными. Большинство преступлений Войтов совершал в одиночку или с Еленой Лобачевой — единственной девушкой в компании безжалостных убийц, в кармане которой хранился нож с розовой рукояткой.
Задержали после убийства, но быстро отпустили
Два убийства Павлов с Войтовым совершили вместе. Первое — теплым августовским вечером в подмосковном городке Одинцово. Электрик средних лет нес в руках авоську с молоком, хлебом и пивом. В этот день он шел на свидание к подруге. Максим и Павел заприметили жертву в магазине, как раз когда мужчина наполнял пакет покупками. Завидев среди них пиво, Войтов мысленно вынес случайному встречному приговор.
В его исполнении Павлу Войтову помогал Максим Павлов. Били ножами вдвоем, не остановились, даже когда бездыханное тело обмякло. Парочка озверевших парней шумела так сильно, что один из жильцов дома неподалеку пригрозил выйти и разобраться с ними. Войтов с Павловом скрылись, а тело мужчины осталось лежать на асфальте до приезда полиции.
Не прошло и недели после убийства электрика, как на глаза карателей попался 48-летний мужичок, подрабатывавший в Москве на стройках. Сам он приехал из Республики Беларусь, попросил у прораба зарплату раньше положенного, чтобы до осени съездить домой и повидаться с близкими. Но деньги в итоге прокутил с друзьями и в Минск не уехал. После одной из посиделок строитель дремал на груде тряпья на Белорусском вокзале. Во сне его настигли Павел Войтов и Максим Павлов. Позже криминалисты насчитают на трупе 18 ударов молотком и 51 ножом. У мужчины не было шансов выжить.
Именно после этого случая стало понятно, что Павлову дьявольски везет. Спустя час после того как парочка разобралась с гастарбайтером, на них обратили внимание дежурящие неподалеку сотрудники полиции. В рюкзаке одного из них правоохранители нашли молоток, пассатижи и два ножа. Их повезли в отдел для проверки, но по дороге Войтов сбежал. А несовершеннолетнего Максима Павлова не стали допрашивать без родителей. Выяснилось, что правоохранители изначально не связывали Войтова и Павлова с убитым неподалеку от места задержания человеком. Приятелей подозревали в краже, но парни не были к ней причастны. В итоге официальной причиной задержания Павлова стало отсутствие московской прописки и очень скоро из отдела его забрала мать, приехавшая за сыном из Ростова.
По одной из версий, резиновые перчатки, которые Павлов натянул на руки перед убийством, он выбросил в урну прямо у здания ОВД — в качестве издевки над полицейскими.
Выживший помог раскрыть дело
К началу 2015 года следователи изучали места, в которых были совершены убийства. Правоохранители вычислили телефон Лобачевой, который несколько раз засветился на местах преступлений. Позже сотрудники органов выяснили, что Елена Лобачева тесно общается с Войтовым, соцсети которого были завалены нацистской символикой. Силовики уже хотели вызвать Лобачеву и Войтова на опрос, но один случай перевернул происходящее на 180 градусов.
Череду кровавых расправ прервало последнее нападение членов банды. В феврале 2015 года Павел Войтов и Артур Нарциссов напали на дворника во дворе многоквартирного дома на одной из московских улочек. Тот изо всех сил отбивался от них, кричал. Павлу и Артуру пришлось бежать. Раненый дворник смог подробно описать нападавших, и следователи принялись за поиски.
Через три дня были задержаны Павел Войтов и Елена Лобачева. Чуть позже попали в СИЗО Влад Каратаев и Максим Павлов. Последний был уверен, что его не найдут, поскольку во время убийств был крайне осторожен. Но показания Войтова и детали расследования привели следователей и к подростку из Ростова. Последним был пойман Артур Нарциссов, уехавший прятаться в другой город. Там он попался полиции на краже сосисок.
Следствие длилось больше двух лет. Всё это время убийцы провели в СИЗО.
Бахвалились на суде
Приговор банде «Чистильщиков» выносил Мосгорсуд 23 октября 2017 года. На тот момент Максиму Павлову исполнилось 18 лет. Из зала суда на компанию изуверов смотрели родные их жертв, которые в большинстве своем были обычными работягами, погибшим просто не повезло оказаться на пути убийц. Правда, самим маньякам было всё равно. Они смеялись, бахвалились, а Павел Войтов красовался в футболке с надписью «Только ненависть», которую ему прислали поклонники.
Максим Павлов, казалось, гордился тем, что сделал. От совершенных им убийств он не открещивался, но срок себе скостить пытался. Убеждал окружающих, что его зомбировали в интернете, когда подросток просто хотел найти материал о вреде курения. А также пытался объяснить свое поведение тем, что в детстве его поколачивал отчим. Максим рассказал присяжным слезливую историю о том, что в подростковом возрасте его избил бомж, вселив таким образом ненависть и неприязнь ко всем маргиналам.
Но, кажется, что желание покрасоваться убийствами было сильнее желания остаться на свободе.
— Кто дал вам право убивать людей? — приводили вопрос подсудимым государственного обвинителя, прокурора Ярослава Мыц, журналисты «МК».
— Право решать никому никогда не давалось. Я смог взять на себя эти полномочия, — ответил Максим Павлов.
Всех членов группировки признали вменяемыми. Павлову пришлось отвечать за содеянное, но срок, в сравнении с приятелями, он получил меньше. Максима приговорили к 9,5 годам лишения свободы, в то время как Войтов получил пожизненное. На момент публикации этого материала Максиму Павлову останется сидеть в колонии всего 4,5 года. На свободе Максим окажется в 29 лет.
Исправила ли Максима отсидка? Известно это станет, лишь когда он окажется на свободе. Остается надеяться, что он не продолжит очищать мир от «недостойных», подобно не знающему пощады языческому богу. Одному из тех, в кого он верил.