На состоявшемся втором внеочередном заседании муниципалитета Ярославля второго созыва утверждены новые ставки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Предприниматели планируют ответить акциями протеста. Что же вызвало такое резкое недовольство владельцев бизнеса. Попробуем разобраться.
Немного теории
Единый налог на вмененный доход платят индивидуальные предприниматели и владельцы небольших предприятий. Он удобен тем, что не нужно вести громоздкий бухгалтерские документы, делать сложные расчеты по налогам, рискуя ошибиться. Правительство РФ предлагало еще больше упростить жизнь малому бизнесу, заменив ЕНВД на патент, но пока это решение отложено, и прежняя система расчетов с государством останется до 2014 года, а может, и дольше. В Ярославской области на вмененке «сидят» небольшие магазины, маршрутные такси, предприятия сферы услуг... Ставку по налогу определяют местные законодатели, так как собранные суммы полностью уходят в местный бюджет. Дефицит бюджета Ярославля на будущий год, по предварительным расчетам, составит около 800 миллионов рублей, что, собственно, и подвигло депутатов увеличить размеры взысканий.
Сделали они это с помощью так называемого коэффициента к2, который определяется для каждого вида деятельности. Например, в торговле различают торговлю различными видами продукции, в услугах – вид услуги и т. д. Для некоторых видов продукции коэффициент возрос в два, а то и в шесть раз. Кроме него с будущего года автоматически увеличится коэффициент к1, который является величиной нормативной, определяется на федеральном уровне, зависит от инфляции и будет соответствующим образом проиндексирован с нового года.
Повышение налогов позволит городу отремонтировать дороги, решить многие социальные проблемы ярославцев, утверждали члены комиссии по бюджету, принимая непопулярные меры.
Немного истории
Последний раз коэффициенты ЕНВД менялись в 2010 году после широкого обсуждения с предпринимательским сообществом. Увеличение в среднем составило от 10 до 20 процентов и дало неплохую собираемость. Нынешнее увеличение впервые за всю историю этого налога с представителями бизнеса не обсуждалось. Впрочем, попытки такого обсуждения были. Так, региональное объединение «Опоры России», ярославское Движение предпринимателей и налогоплательщиков пытались представить в мэрию варианты своих расчетов для отдельных видов бизнеса и создать площадку для переговоров.
После выборов, на которых, вопреки всем усилиям единороссов, победила оппозиция, к власти в Ярославле пришла новая команда, которая столкнулась со старыми трудностями – нехваткой бюджетных средств. Впрочем, не хватает чиновникам не только денег, но и времени. Не успели они оглянуться, как пора принимать бюджет на следующий год. Одним словом, времени для глубокого анализа и поиска источники финансирования стало некогда. Так что пойти решили проторенной дорогой, увеличив налоговую нагрузку и на граждан, и на бизнес. Для физических лиц будут увеличены налоги на имущество, а для предприятий и организаций – ЕНВД. В попутчики, как и положено, взяли депутатов муниципалитета. И они не подвели. Предложенные мэрией ставки они, не долго думая, решили еще увеличить.
Немного практики
Увеличение ставок коснулось большинства видов предпринимательства, которые применяют при налогообложении ЕНВД. Правда, ставки повысили не всем. Не затронуло увеличение коэффициента тех, кто по мнению депутатов, имеет социально ориентированный бизнес, например, торгует хлебо-булочными изделиями или детскими игрушками. Но вот казус: для магазинов шаговой доступности, торгующих продуктами питания, включая алкогольную и табачную продукцию, налог вырос более, чем в два раза. Такие магазины очень любят пожилые ярославцы, часто одинокие. Они даже не подходят к прилавкам с водкой и вином, а покупают хлеб, крупу, колбасу, сыр, масло и прочую нехитрую снедь. В таких магазинах, в отличие от крупных сетевых супермаркетов, не только предлагают продукты местных производителей, к которым многие люди просто привыкли. Днем, когда нет очереди, здесь можно поговорить со знакомым продавцом, пообщаться между собой.
Под драконовские меры муниципалитета попали такие виды деятельности, как ветеринарная помощь и перевозка пассажиров маршрутными такси. Если в магазинах и ветеринарных клиниках, скорее всего, просто увеличатся цены, то маршрутчики пойдут другим путем. Они уже намерены сократить число автобусов, продав часть из них, отложить запланированное ранее обновление парка и, возможно, сэкономить на запчастях, что не может не отразиться на безопасности движения.
Немного экономики
Повышение налогов наша страна проходила не раз. Достаточно вспомнить прогрессивную ставку подоходного налога на доходы физических лиц и страховые взносы. После отмены первой и установления одной из самых низких ставок в Европе общее количество собранных денег серьезно возросло. Вторые вынуждены были несколько снизить после того, как по стране прокатилась вона протестов предпринимателей. По признанию бывшего министра экономического развития РФ Эльвиры Набиулиной, повышение отчислений в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования не привело к увеличению поступлений в бюджет, а собираемость взносов резко ухудшилось.
Есть и местные примеры. После введения нового закона о такси, который резко увеличил финансовую нагрузку на предприятия, занимающиеся извозом, ярославцы стали ездить на «нелегалах». Это просто оказалось значительно дешевле. Тем более, что всерьез контролировать исполнение закона, как всегда, оказалось невозможно. А законопослушные предприятия уже менее чем через год оказались на грани закрытия.
Немного о будущем
Налоги – это то, на что наше государство живет. Это наши дороги, детские пособия, пенсии, больницы и многое другое. Это в том числе и пресловутый инвестиционный климат, который мы так стараемся и пока не можем улучшить. По традиции в нашей стране, увеличение нагрузки не вызывает большого интереса у граждан. Дескать, нас это не касается. А зря. Как правило, вслед за увеличением налогов следует увеличение цен. Вот простой пример. ЕНВД для предприятий рекламного бизнеса вырос в шесть раз. Не надо проводить глубокий экономический анализ, чтобы понять, что цены на рекламу вырастут весьма внушительно. Но вряд ли при нынешнем уровне конкуренции, от рекламы кто-то готов отказаться. Далее следует цепная реакция. Стоимость рекламы повлияет на себестоимость продукции, магазины увеличат торговую наценку на товары, а заплатит в итоге покупатель, то есть мы с вами.
Но есть и другие последствия. Уже сегодня многие предприниматели говорят о том, что им придется работать без прибыли или даже уходить в минус, а это уже не бизнес, а как говорила одна героиня известного фильма, бульон из-под яиц. Они намерены закрыть предприятия или сократить объемы бизнеса. Уход предпринимателей приведет к сокращению рабочих мест и появлению новых безработных.
Ответ на это депутаты уже дали. На заседании бюджетного комитета они прямо сказали, что всегда не поздно вернуться к проблеме. Уж если совсем не выживут, налоги можно будет снизить. Сами предприниматели их оптимизм не разделяют.