Молодой предприниматель из ЮАР самостоятельно создал бизнес, который не только приносит сотни тысяч долларов, но и помогает справиться с одной из главных проблем африканского континента. Людвик Маришани разработал продукт под названием «сухой душ» и сумел продвинуть его на мировой рынок. В 2011 году он был назван лучшим студентом- предпринимателем в мире, а также вошел в «12 самых молодых умов мира» по версии Google. Побывав в России, Людвик удивился тому, что наша молодежь не стремится заниматься бизнесом, предпочитая учебу собственным проектам. В интервью нашему сайту Людвик Маришани рассказал о собственной истории успеха и дал советы молодым людям, мечтающим заняться бизнесом.
– Людвик, с чего начинался ваш бизнес?
– Я родом из Лимпопо, это небольшая провинция на самом краю Южной Африки, одна из самых бедных в ЮАР. Моя предпринимательская карьера началась, когда мне было 16 лет. Однажды после школы я смотрел свою любимую программу «Топ гир», и там был эпизод, где ведущие пытались сделать собственное биотопливо. Они брали масло из сети ресторанов KFC и превращали его в биотопливо. Идея меня очень заинтересовала, и я провел некоторые исследования по поводу биодизеля. Однако в это время в газетах появилась информация о том, что стартовала компания DPS Diesel с миллионным бюджетом, и я отказался от этой идеи.
В десятом классе у меня возникла другая идея. Как-то раз я ехал в такси, и водитель, который был за рулем, курил. Я размышлял, что, сидя рядом с ним, становлюсь пассивным курильщиком и возможно заработаю рак. Я подумал, что, наверное, стоит изобрести полезную здоровую сигарету, и мне за это заплатят. Провел два месяца, занимаясь этим, и создал собственную здоровую сигарету. Фишка была в том, что я использовал чай вместо табака. Но проблема была в том, что я не мог запатентовать это изобретение, так как такая сигарета была уже запатентована американцами. А, кроме того, люди... в тюрьме уже курили чай. Я также пытался выпускать свой журнал и разработать мобильный словарь.
Людвик Маришани, создатель Headboy Industries Inc. Родился в 1991 году. Cтудент Кейптаунского университета из Южной Африки. Один из самых молодых миллионеров ЮАР, включенный компанией Google в рейтинг «12 самых молодых умов мира». В 18 лет придумал инновационную формулу лосьона для мытья и дезинфекции тела, не требующего использования воды. В 2011 году в Нью-Йорке признан лучшим студентом-предпринимателем всего мира и завоевал Global Student Entrepreneur of the Year Award, обойдя 1600 претендентов из 25 разных стран.
– Видимо, энтузиазм экспериментатора вас не покинул, раз приступили к новому изобретению...
– Удача пришла, когда мне было 17 лет, и я учился в 11 классе. Мы отдыхали с друзьями. Это была зима, мы лежали под солнцем, и я предложил своему другу пойти искупаться. Он повернулся ко мне и сказал: «Почему никто не изобрел такую вещь, чтоб можно было нанести на себя, и не нужно было мыться?» Я подумал: «Неплохая идея, я бы купил это».
Потом провел исследование в Интернете и нашел ужасающую статистику. Два с половиной миллиарда людей не имеют доступа к воде и канализации. Я узнал, что существует такая ужасная болезнь, как трахома, которая инфицирует глаза и может привести к слепоте. Ежегодно 350 миллионов людей заражаются этой болезнью и восемь миллионов слепнут. А ведь для того, чтобы избежать этого, не нужно дорогостоящих медикаментов, надо всего лишь ежедневно умываться. В итоге я понял, что могу не только спасти мир, но и сделаться богатым. Через полгода я изобрел заменитель душа – DryBath (сухая ванна), его достаточно нанести на кожу и можно помыться без воды. При этом экономится 80 литров воды. За помощью я решил обратиться к благотворительным организациям. И во всех получил примерно одинаковый ответ: мол, у них нет денег, и я должен пожертвовать им свою идею бесплатно. Тогда я понял, что, если я хочу изменить мир, мне необходимо создать собственный бизнес. Я провел три месяца, создавая бизнес-план, притом, что у меня не было компьютера или лэптопа, только телефон. Одновременно я написал и отправил патентный документ. Юрист, с которым я работал, был так вдохновлен моей идеей, что сделал все бесплатно. Закончив бизнес-план, я отправил его 80 венчурным капиталистам по всему миру. И опять получил от всех примерно одинаковые ответы: «ты слишком молод», «это не сработает», «это никто не купит».
– Впору опустить руки... Каким же образом удалось получить первоначальный капитал для этого бизнеса?
– Я не отчаялся. Во время учебы в университете принял участие в конкурсе бизнес-планов и выиграл грант. Тогда я понял, что конкурсы – это отличный способ получить деньги. Мне понравилось, что при этом не нужно ни с кем делить свой бизнес, можно получить много советов и рекомендаций и нужно много ездить. Таким образом нашей компании удалось получить достаточно средств для финансирования. Продукт был опробован и исследован в Германии, и мы приступили к продажам. Продавали институциональным клиентам, организациям и компаниям. Например, среди наших клиентов – армия Сингапура и British Airways («Британские авиалинии»). Недавно мы вступили в переговоры с Procter&Gamble. При этом мы жертвуем на благотворительность столько же штук DryBath, сколько его у нас покупают. Мы очень заинтересованы в лицензировании этого продукта, ведь это позволит начать продажи в магазинах и супермаркетах. Ставлю цель, чтобы 10% населения пользовалось DryBath хотя бы раз в неделю. Суть успеха в том, чтобы создать демократичный продукт – продукт единого качества для всех, который экономит время богатым и спасает жизни бедным людям. Можно привести в пример кока-колу, которую пьют и президент США, и бездомный.
– Став успешным предпринимателем, вы путешествуете по разным странам и общаетесь с молодыми людьми, которые только приступили к созданию собственного бизнеса. Что привело вас в Россию и что бросилось вам в глаза здесь?
– В России я увидел, что молодые предприниматели не получают должной поддержки от государства и более опытных бизнесменов. Причина моего успеха в том, что у меня был доступ к опытным людям, я общался с ними. В ближайшие два-три года я собираюсь покинуть мою страну и заниматься бизнесом по всему миру. Россия была в верху моего списка. Но, побывав здесь, я услышал большое количество жалоб на то, как трудно делать бизнес, и у меня возникло сомнение: найдется ли здесь достаточное количество партнеров, чтобы вести дела.
– Людвик, как вы оцениваете предпринимательскую активность в нашей стране?
– У меня создалось впечатление, что бизнесом занимаются в основном люди в возрасте. Как будто у вас есть такая традиция – сначала учиться, а потом заниматься бизнесом, но не совмещать эти занятия. Также видно, что одна из глобальных проблем – это финансирование.
– А в ЮАР молодым предпринимателям проще?
– У нас в стране есть государственный фонд в размере двух миллиардов рублей (переводит нацвалюту в рубли. – Прим. авт.). Эта сумма на год. Но к этим средствам довольно сложно получить доступ, для этого надо быть достаточно компетентным. В России же, как я вижу, все наоборот – много качественных проектов и компетентных людей, но нет финансирования.
– Какие советы вы обычно даете начинающим предпринимателям?
– Я советую идти вперед, не останавливаться, не дожидаться, когда появятся деньги.
– Но ведь без них свое дело не начнешь..
– Даже без денег можно начать что-то продавать и таким образом заработать. Если нет возможности получить деньги у семьи или друзей, начинайте продавать.
– Последний вопрос. Вы зарабатываете много денег. А как их тратите?
– Я очень люблю различные технологии. Приобретаю всевозможные гаджеты, телефоны, различные устройства и так далее. (Улыбается.)